ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА “ГАМЛЕТ”

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА “ГАМЛЕТ”

Перед Гамлетом мир предстает как “дикий сад, заросший сорняком”, в котором зреет все, что в природе есть дурного и грубого. Причина такого мировосприятия заключается в том, что ему открылось “вселенское” по масштабу зло: “бесплодны все мне кажутся дела на этом свете”; “из людей меня не радует ни один”.

Каковы причины этого зла, поразившего современное Шекспиру общество? По его мнению, действительность вносила в человека “порчу”: его природа становилась

“больной”. Извращение человеческой природы приводило к нарушению социальной гармонии, к общественному хаосу. Личные отношения больше не существуют вне социума, за пределами социальной ответственности. Личное и общественное взаимопроникают. Один из наибольших грехов человека – стремление к величию, славе, власти, богатству. Эти “порочные добродетели” порождают в человеке хитрость, бессердечность, лесть, коварство, вероломство, жестокость, гордыню, презрение к нижестоящим. Под лучами славы и богатства испаряются все христианские добродетели и каменеет человеческое сердце.

Яркий образ человека, чья природа извращена, – король датский Клавдий. О преступлении короля становится известно из рассказа Призрака. Символично, что все козни властолюбивого и вероломного братоубийцы раскрывает дух. Такое мировосприятие было характерно для эпохи Возрождения. Человек в это время оставался религиозен, наивысшими ценностями оставались христианские добродетели, но средневековое мракобесие ушло в прошлое. Призрак хоть и не обладал высшей силой, он находился “между небом и землей”. Однако тот факт, что люди земные могли его видеть, слышать, разговаривать с ним, лишний раз свидетельствовал: земная твердь – всего лишь временное пристанище человека. Божественная сила, божественная любовь, божественная справедливость, божественное добро всеобъемлющи и вечны, не подвластны времени. Если не человеческий, то божественный суд рано или поздно оценит все деяния личности и вынесет справедливый приговор. Более всего Призрак сожалеет, что утратил жизнь, венец и королеву, будучи застигнутым врасплох: “не сведши счетов, призван был к ответу под бременем” своих несовершенств.

В чем состояло преступление Клавдия? Он попрал все общечеловеческие законы, христианскую мораль, стремясь к величию, славе, власти, богатству. Клавдий убил своего брата, обольстил его жену:

Но как вовек не дрогнет добродетель,

Хотя бы грех ей льстил в обличьях рая;

Так похоть, будь с ней ангел лучезарный,

Пресытится и на небесном ложе,

Тоскуя по отбросам.

Но наибольшая ответственность лежала на Клавдии за то, что в свои преступные планы он втянул всех окружающих. Общество начинает воспринимать зло как обыденное явление, норму. Никто из окружающих Клавдия не знает истины, но все как один готовы помочь ему избавиться от Гамлета, все как один отрекаются от законного принца, признавая его невменяемым. Родная мать в словах сына видит только безумство, ранее признав, что он затронул ее за живое, а следовательно, говорил только правду:

О, довольно, Гамлет:

Ты мне глаза направил прямо в душу,

И в ней я вижу столько черных пятен,

Что их ничем не вывести.

На сторону преступления, зла становится и возлюбленная Гамлета Офелия. Любовь Гамлета и Офелии искренняя, но печальный пример матери приводит его к неутешительному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет издевается над Офелией, чтобы облегчить для нее их разрыв: пусть думает, что он безумен и жесток. Его совет – уйти в монастырь – продиктован отчаянием и разочарованием: “…будь ты целомудренна как лед, чиста как снег, ты не избегнешь клеветы”. Некоторые комментаторы считают, что Гамлет советует Офелии отнюдь не стать монахиней, а, наоборот, пуститься в разврат (на жаргоне шекспировского времени “женский монастырь” – это публичный дом), следующие слова Гамлета о “малевании” лица женщинами как бы подтверждают это.

Отец Офелии, Полоний, – доносчик и подстрекатель. Хотя должность, занимаемая им, не названа, по положению он главный министр короля. Слова Полония служат доказательством того, что он заботился отнюдь не о благе дочери, а о своем собственном. Он бесцеремонно вмешивается в личную жизнь девушки, решая за нее, кого позволено любить, а кого нет. Для Полония Гамлет, безумный или влюбленный, становится врагом, которого надо непременно обезвредить. Смерть Полония стала отражением всей его жизни: он был убит Гамлетом в то время, когда подслушивал его разговор.

Брат Офелии Лаэрт сначала представлен молодым человеком, просто желающим вволю насладиться жизнью. Но когда им овладевает жажда мести, он обнаруживает такую злобу и способность к коварству, что оказывается среди приспешников короля. Хотя, на мой взгляд, поступки Лаэрта не менее справедливы, чем поступки Гамлета. Гамлет убил отца Лаэрта, послужил причиной безумия и смерти его сестры Офелии. Вдобавок ко всему, в самый разгар похоронной церемонии принц оскорбил чувства скорбящего брата. Подобное поведение заслуживает осуждения, а поступки – должного отмщения.

Отражением царящих в королевстве порядков являются образы Розенкранца и Гильденстерна, То, что собой представляют эти двое, не могло быть передано с помощью одного персонажа: тихие повадки, угодливость, увертливость, пресмыкательство, истовое криводушие, бездарность. По словам Гете, “они ведь проявляют себя лишь в обществе, они и есть общество, и Шекспир показал большую скромность и мудрость, выведя всего два подобных образца”.

Если предыдущие персонажи в большей или меньшей степени являются источниками зла или порождением зла, то принц Гамлет зло познает. Он непримирим ко злу, но как с ним бороться, не знает. Он хитрит и обманывает, стремясь выведать тайну своего врага, однако обман и хитрость Гамлета вынужденные. Он ощущает себя один на один со злом, считая, что только ему известна истина, только он вершитель правосудия в этом безумном мире. Справедливость должна восторжествовать, в этом Гамлет после долгих и томительных раздумий убеждается окончательно.

Человек, который живет одним днем, чьи мечты сосредоточены только на достижении материального благополучия, не достоин называться человеком:

Глядящий вперед и вспять, вложил в нас

Не для того богоподобный разум,

Чтоб праздно плесневел он…

Зло, против которого боролся Гамлет, не было искоренено, однако история Гамлета во все времена будет служить примером благородного порыва души, жаждущей справедливости и добра.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА “ГАМЛЕТ”