Великий японский поэт Мацуо Басе родился в замковом городе Уэно в семье небогатого самурая.
Родной город поэта находился в провинции Ига – в самой колыбели японской культуры, в центре главного острова – Хонсю. Многие места на родине Басе были известны своей красотой, а народная память сохранила там в изобилии песни, легенды, старинные обычаи. С детства Басе начал писать стихи. В юности он постригся в монахи, освободившись тем самым от службы феодалу.
Но настоящим монахом Басе не стал. В странствиях он прошел по дорогам Японии, как
Басе поднял на недосягаемую высоту жанр народной поэзии – хокку. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногом, сказать так, чтобы заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение. Главная тема трехстиший Басе – природа.
Его трехстишия, как волшебный бинокль, помогают увидеть заново привычные картины, осознать неповторимость и величие мира природы – от скромного цветка сурепки до Млечного Пути. В трех строках Басе умел показать бесконечные просторы Японского моря, блеск звезд в ясную осеннюю ночь, белые буруны на волнах и черный силуэт острова Садо на краю неба:
Бушует морской простор! Далеко, до острова Садо, Стелется Млечный Путь.
Басе предлагает нам по-новому взглянуть на картину, которую мы видели, может быть, десятки раз:
Внимательно вглядись! Цветы пастушьей сумки Увидишь под плетнем.
Все живое неповторимо и бесценно. Прекрасны не только много раз воспетые цветы вишен, осенние красавицы – хризантемы, но и придорожный вьюн, и дикий плющ и капли дождя, повисшие на неподвижных ветках.
Природа у Басе живет своей неповторимой жизнью, но она так похожа на жизнь человека! В хокку “плачут птицы, и глаза рыб полны слезами”, потому что уходит весна, две звезды празднуют свою встречу, а продрогшая обезьяна просит соломенный плащ, мерзнет чайка, стоя в холодной воде, а цветы совершают “свой высший подвиг” неповторимым цветением.
Поэт умеет несколькими точными словами не только нарисовать поэтичную, живую картину, но и передать суть природного явления, почувствовать настроение дерева, бабочки, птицы, ветра, осени:
На голой ветке Ворон сидит одинокий. Осенний вечер.
Трудно представить более пронзительную картину поздней осени с ее печалью, одиночеством и черно-белыми красками.
Читая стихи Басе, невольно соглашаешься с поэтом, что человеку для счастья не так уж много надо:
Домик в уединенье. Луна… Хризантемы…
В придачу к ним Клочок небольшого поля.
Лирический герой поэзии Басе – человек непритязательный, но мудрый и тонкий. Это поэт и философ, влюбленный в природу родной страны. Он неотделим от своей эпохи и народа.
В каждом маленьком хокку чувствуется дыхание огромного мира. В одном из трехстиший Басе словно обращается к торопливому читателю, впервые открывшему книгу хокку:
Ты не думай, с презреньем: “Какие мелкие семена!” Это ведь красный перец.
Природа в хокку японского поэта Мацуо Басе