Невозможно открыть газету и не прочитать в ней статью об очередном экологическом бедствии. Статью об умирании Волги, источнике озонового слоя и о многих других страшных вещах! Стыдно сказать, но скандинавы приезжают к нам со своей питьевой водой, а государство не может спасти облученных людей, и это делают за границей. Мы должны признать, что настал тот момент, когда природа, вынужденная защищаться от агрессии человека, начинает его уничтожать. Уничтожать по-разному: небывалыми наводнениями, катастрофическими землетрясениями, угрожающим повышением
Но самое страшное, что делает природа с человеком, – это то, что она лишает его разума. Человек деловито подрубает сук, на котором сидит, не осознавая этого. А ведь без чистой воды и воздуха, без плодородной, живой земли человечество обречено на медленную и мучительную смерть. И с каким же убийственным постоянством люди загрязняют именно воздух, воду и землю!
Давно ли это началось? С того самого момента, как человек пошел по пути цивилизации. А ведь были времена, когда природа и человек понимали друг друга, были единым целым.
Первый из дошедших до нас величайших памятников древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве” – содержит удивительные эпизоды, свидетельствующие о традиции изображения человека в единстве со всем окружающим миром. Неизвестный древний автор “Слова” говорит о том, что природа принимает самое активное участие в человеческих делах. Сколько предупреждений о неизбежном трагическом финале похода князя Игоря она делает: и лисицы лают, и раздражается зловещая небывалая гроза, и кровав был восход и заход солнца.
Эту традицию донесли до нас многие мастера художественного слова. Думаю, не будет преувеличением сказать, что многие классические произведения, будь то “Евгений Онегин” А. С. Пушкина или “Мертвые души” Н. В. Гоголя, “Война и мир” Л. Н. Толстого или “Записки охотника” И. С. Тургенева, совершенно немыслимы без замечательных описаний природы. Природа в них участвует в поступках людей, помогает формированию мировоззрения героев.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что, говоря орусской литературепредшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой.
Говоря же олитературесоветского периода, мы вынуждены рассуждать преимущественно об экологических проблемах, возникших на нашей планете.
Примечательно, что еще А. П. Чехов, размышляя о причинах несчастливости, “недотепистости” человека, считал, что при нынешних взаимоотношениях между человеком и природой человек обречен быть несчастным при любой социальной системе, любом уровне материального благополучия. Чехов писал: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”.
И неудивительно, что многие писатели уделяли теме природы так много внимания.
Из писателей-прозаиков можно выделить П. Бажова, М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, Г. Троепольского, В. Астафьева, В. Белова, Ч. Айтматова, С. Залыгина, В. Распутина, В. Шукшина, В. Солоухина и других.
Многие поэты писали о красоте родной земли, о бережном отношении к матери-природе. Это Н. Заболоцкий, Д. Кедрин, С. Есенин, А. Яшин, В. Луговской, А. Т. Твардовский, Н. Рубцов, С. Евтушенко и другие стихотворцы.
Еще Сергей Есенин в стихотворении “Сорокоуст, описывал чудовищный поединок между “красногривым жеребенком” и “чугунным поездом”, олицетворяющими природное начало и жестокий каток цивилизации:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Есенин кровно ощущал единство с Родиной, природой, которые были для него единым неразделимым целым, написал уникальные, единственные в мировой поэзии по степени понимания природы стихи: “Зеленая прическа”, “Лисица”, “Отговорила роща золотая…”, “Я покинул родимый дом…”, “Песнь о собаке”, “Корова”, “Клен ты мой опавший…” и другие произведения. Есенин прекрасно чувствовал, что наступление цивилизации на мир живой природы ведет к необратимым, страшным последствиям. Особенно ярко эта мысль выражена в стихотворении “Мир таинственный, мир мой древний…”:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Особенно острое и пристальное внимание к проблеме экологического бедствия, варварскому отношению человека к природе, к “братьям нашим меньшим” уделяли в своем творчестве такие современные писатели, как Ч. Айтматов (“Плаха”, “Буранный полустанок”) и В. Распутин (“Последний срок”, “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Пожар”).
В повестях Валентина Распутина “Прощание с Матерой” и “Пожар” мы наблюдаем трагический конфликт между человеком и природой. Фактически второе произведение продолжает тему первого, которое, в свою очередь, является логическим продолжением всего предшествующего творчества писателя.
Матера – это не просто земля, остров, определенная территория, которую должны затопить. Матера – это образ-символ. В нем звучит и что-то материнское, ласково-властное, и зрелость, и возмужалость, матерость. “Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не потому ли и звалась громким именем Матера?”
Матера – это часть материка, остатки исчезающего, вытесняемого временем пласта истории, народной жизни. Триста лет стояла деревня Матера, а сколько лет острову, на котором она стоит, никто не знает. И вот люди решают, что проблему обеспечения района электроэнергией можно решить, только затопив ее, как в свое время были затоплены сотни больших и малых сел, деревень, станиц, хуторов, городов.
Один из героев повести, Андрей, утешает старую жительницу Матеры Дарью: “Наша Матера на электричество пойдет, тоже пользу будет людям приносить”.
Как будут жить на новом месте, в каменных мешках-квартирах жители острова Матера? Приживутся ли, будут ли счастливы и спокойны?
Примечательно, что уничтожению деревни противятся не только люди, сама природа как бы отдаляет последний срок затопления Матеры, продляет ей на несколько дней жизнь – посылает в дни последних полевых работ проливные дожди, дает возможность Дарье и ее односельчанам проститься с родной землей, где похоронены их родители, где остаются их корни.
О том, как складывается судьба вот таких переселенцев, повествует другое произведение В. Распутина – “Пожар”.
Оторванные от прежних корней люди, такие, как Иван Петрович Егоров, прежде живший в деревне Егоровке, оказавшись в поселке Сосновке, жить там не могут. Сосновка как бы выталкивает их. Причем чем нравственнее, лучше оказывается человек, тем быстрее и неотвратимее этот процесс происходит.
Выясняется, что отрыв от родной земли, милой сердцу природы, утрата чувства малой родины, земли, на которой стоит твой дом, приводит к страшным последствиям: разладу в душе, расколу в семье, потере интереса к жизни.
Конечно, Иван Петрович Егоров не единственный в поселке порядочный человек. Мы проникаемся симпатией и к другим персонажам повести: Борису Тимофеевичу Водникову, А. Бронникову, дяде Хампо, Семену Кольцову, жене Ивана Петровича. Процессы коррозии души их практически не затронули. В экстремальной ситуации, которой в повести является пожар, каждый показывает себя в истинном свете. Не случайно, конечно, что кульминацией всего произведения является именно природное явление. Именно оно помогает раскрытию характеров людей Одни мародерствуют, издеваются над общей бедой, а для других даже во время пожара существует только один нравственный “устав” – “чужого не тронь”. Таким образом, пожар является переломным моментом в жизни людей.
Итак, писатель Валентин Распутин утверждает, что тогда, когда бывшие хлеборобы начинают заниматься несвойственным им делом, когда они бросают родные места, то даже природа восстает против этого и начинаются страшные процессы, “вызверяющие” людей.
Природа, которую человек в своей гордыне бросился покорять, не прощает ему насилия над собой. И огромная заслуга литературы состоит в том, что она бьет тревогу, борется за человека, старается пробудить его душу от спячки, в очередной раз говорит ему о возможности того счастья, о котором писал Сергей Есенин:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость
Все любя, ничего не желать?
Природа в русской литературе XX века