Дети и детство в русской литературе ХIХ века

Сквозные темы

Дети и детство в русской литературе ХIХ века

Любую человеческую жизнь можно разделить на несколько периодов: детство, отрочество, юность, молодость, старость… Но самым важным из них, как мне кажется, является детство: именно тогда закладывается характер человека, осознаются основные духовные ценности, формируется тот нравственный кодекс, по которому ему предстоит прожить. В своих произведениях писатели часто обращались к теме детства и проблемам воспитания своих главных героев. Через образы детей и окружающую

их жизнь читатель определяет и раскрывает внутреннюю сущность персонажей.
В произведениях литературы ХIХ века можно проследить путь становления личности героев, который начинается с самого раннего детства. Жизнь и судьба Петра Гринева в “Капитанской дочке”, Мцыри – героя поэмы М. Ю. Лермонтова, замечательной Наташи Ростовой из эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” и многих других являются показательными. Но подробнее я бы хотела проанализировать детство героев романа И. А. Гончарова “Обломов”.
Два антипода – Обломов и Штольц, “сердце и разум”, что сделало их такими, какими они представлены в романе?
В критической статье Н. А. Добролюбова “Что такое “обломовщина”?” Обломов характеризуется как человек, который не в состоянии “деятельно захотеть” что-либо. Причина этого кроется в воспитании Ильи Ильича. С самого детства он привык, что за него делается все, что он ни пожелает, ему стоит лишь захотеть – и тут же какой-нибудь Захар бежит исполнять его волю. Из сна Обломова мы узнаем, что Илья был “резвым”, “милым”, любопытным ребенком, стремился все сделать сам и уйти из-под постоянной опеки нянек, но постепенно окружающие его ласки, забота и внимание подавляли в нем это стремление: с годами Илья все меньше делает, но больше мечтает. Годами у него в голове зреет план переустройства родной Обломовки, но ему слишком тяжело “подняться с дивана” и совершить задуманное. Он мечтает о том, чтобы “это как-нибудь сделалось само собой”.
Обломову в романе противопоставлен Штольц. Детство и юность стали для него настоящей школой жизни, уже тогда тяготы и испытания не страшили его, и, поставив перед собой цель, он никогда не отступался от нее. В раннем возрасте он получил урок на всю жизнь, когда отец выгнал Андрея из дома за то, что тот не сделал в срок домашнее задание, – с тех пор Штольц все свои поступки научился осознавать разумом и быть ответственным за них. От Обломова он отличался тем, что относился к разряду людей, которые “деятельное желание” ставят в основу своей жизни.
Если посмотреть на сущность этих героев с другой стороны, то можно заметить, что образ Ильи Ильича Обломова является воплощением русского патриархального барского взгляда на жизнь, который выражался даже в мелочах. В имени героя есть указания на это: Илья был назван в честь отца, что уже является частицей устоявшегося семейного уклада Обломовых.
Андрей Штольц – сын обрусевшего немца, но все-таки черты его характера чужды русскому человеку. Точность, аккуратность во всем, постоянная занятость, стремление всю свою жизнь подчинить законам логики и разума – согласитесь, есть в этих качествах что-то не от русского характера.
В свою очередь, “обломовщина” – та болезнь, которой “переболевает” любой русский человек. Обломов не сумел “переболеть” “детской” болезнью: даже любовь Ольги Ильинской не спасла его от нравственной гибели. Но сказать, что “обломовщина” – это духовная смерть Ильи Ильича, нельзя. В таком состоянии он был счастлив. Для нас же, читателей конца ХХ века, это несомненное моральное разложение. Навсегда в памяти героя запечатлелся символ счастья Обломовки – пирог, и навсегда Илья отказался от “мирской суеты”, променяв реальный мир на мир своей мечты, живя в котором он стал поистине счастливым. Через всю жизнь герой пронес ощущение покоя, который стал идеалом всей его жизни.
Счастье Обломова противопоставлено идеалам Штольца. Для последнего главное – полнота жизни, постоянная занятость, удовлетворение материальных и духовных запросов. Но жизнь Штольца четко распределена, даже таким чувством, как любовь, он увлекается сознательно, с “разумом”. Он не допускает возможности душевной свободы, и в этом герой предстает своего рода “разумным” максималистом. Антипод Штольца является максималистом “сердца”, отбрасывая все предрассудки и законы реальной жизни.
Таким образом, сравнивая судьбы и характеры двух абсолютно разных натур, мы приходим к выводу, что все-таки именно в детстве закладываются основные жизненные ценности, которые остаются с нами до конца пути. Для Обломова главной из них была душа (человеческая мечта), для Штольца – умение честно жить, трудолюбие и самоотверженность.
Истоки нашей нравственности надо искать именно в детстве, и мы должны суметь воспитать и души, и разум. На мой взгляд, сочетая в себе лучшие черты характеров Обломова и Штольца, мы обретем ту гармонию, которая называется душевным спокойствием.
Тема детей и детства затрагивалась многими писателями, и каждый из них находил свое решение. Детство – это связь с прошлым; нас окружает настоящее, и то, какими мы станем, в большей степени зависит от нашего стремления познать настоящее и найти свое место в мире.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)

Дети и детство в русской литературе ХIХ века