Поплавский Борис Юлианович родился 24 мая (7 июня) в Москве, в польско-литовско-украинской семье. Его родители познакомились во время учебы в консерватории. Отец, Юлиан Игнатьевич, был полурусским, полулитовцем, закончил Московскую консерваторию (ученик П. И. Чайковского), но оставил музыку и занимался промышленной деятельностью. Мать, Софья Валентиновна Кохманская, принадлежала к прибалтийскому дворянскому роду, собиралась стать скрипачкой. После женитьбы отец оставил музыку и стал заниматься коммерческой деятельностью, чтобы обеспечивать
Наряду с русской Борис Юлианович знакомился и с французской литературой, читал ее в оригинале. Французский для него был вторым родным языком.
В Москве Б. Ю. Поплавский начал учиться во французском лицее. Там он начал писать стихи – примером для него была сестра Наталья. Развитию увлечения способствовало и то, что в доме Поплавских собирался литературно-художественный кружок, выступали поэты и музыканты.
После революции отец с младшим сыном уезжают в Харьков, затем живут в Крыму. В январе 1919 года в Ялте в Чеховском литературном кружке состоялось первое выступление молодого поэта.
В июле, после наступления Добровольческой армии, вернулись в Россию и поселились в Ростове-на-Дону. Там Б. Ю. Поплавский посещал литературный кружок “Никитинские субботники”.
Во время Гражданской войны Поплавский вместе с родителями отплыли в Константинополь. В это время Поплавский осознает литературу делом всей жизни. Вместе с В. А. Дукельским он создал местное отделение “Цеха поэтов”, входил в парижские литературные группы “Гатарапак” (1921-1922 гг.), “Через” (1923-1924 гг.), Союз молодых поэтов и писателей (с 1925 г.), “Кочевье”. Помимо творчества занимался религиозной философией, также его привлекала живопись, много времени он уделял искусству.
В конце мая 1921 года Поплавский вместе с отцом приехали в Париж. В 1922 году он несколько месяцев провел в Берлине, там он работал в живописном ателье над портретами. В дальнейшем он не возвращался к искусству. Интерес к нему проявлялся только в художественной критике, которую он размещал в журналах “Воля России”, “Числа” (многие его статьи посвящены художникам русского Парижа: Марку Шагалу, Михаилу Ларионову, Абраму Минчину и др.)
С 1921 года Б. Ю. Поплавский активно участвуют в литературной жизни русского Парижа. В начале 20-х годов он является членом авангардистских “левых” объединений. В то же время поэт продолжает образование, посещая занятия на историко-филологическом факультете Сорбонны. Вскоре эти занятия пришлось ему прекратить, и в дальнейшем университетом для него стала библиотека святой Женевьевы, где он изучал книги по истории, философии и теологии. Литературная жизнь в 20-е годы концентрировалась в кафе, где собирался весь “Русский Монпарнас”. Там Поплавский выступал на литературно-философских диспутах, читал свои стихи.
Поплавский скончался в Париже 9 октября 1935 вместе со своим случайным знакомым – С. Ярхо от отравления наркотическим веществом (по одной из версий, это было самоубийство, по другой – с собой покончить решил приятель Поплавского, захотевший “прихватить” кого-нибудь на тот свет).
Для прозы и поэзии Поплавского характерно влияние творчества Артюра Рембо, французского сюрреализма и русского символизма (прежде всего Блока); кроме того, в начале 20-х годов Поплавский испытал сильное влияние Ильи Зданевича и позже писал, что был в то время “резким футуристом”. Автор поэтического сборника “Флаги” (1931) и посмертно изданных сборников “Снежный час” (1936), “В венке из воска” (1938), “Дирижабль неизвестного направления” (1965), “Автоматические стихи” (1999), а также романов “Аполлон Безобразов” (1932), “Домой с небес” (фрагменты появились в 1936-1938, полное издание в 1993).
В своей поэтике широко использовал метаболы, метафоры и олицетворения. В романах Поплавского встречается большое количество градаций.
Из советских поэтов того времени по структуре своей поэтики Борис Поплавский наиболее близок к Борису Пастернаку и поэтам ОБЭРИУ, в первую очередь Заболоцкому.
Впервые стихи Поплавского Были опубликованы в 1928 г. в парижской “Воле России”.
С 1929 года стихи Поплавского постоянно печатаются в почти недоступных “молодым авторам” “Современных записках”. В журнале “Числа” Б. Ю. Поплавский регулярно публикует стихи, критические статьи.
В 1931 году выходит первый поэтический сборник Поплавского “Флаги”. К этому времени Поплавского всюду “приняли”, в том числе у Мережковских.
В скором времени выяснилось, что он замечательный оратор. Словом, все складывается в литературной судьбе Поплавского весьма успешно.
Сборник “Флаги” оказался единственным прижизненным сборником Б. Ю. Поплавского. Попытки выпустить отдельным изданием роман “Аполлон Безобразов” (“Домой с небес” Поплавский закончил за несколько дней до смерти) успехом не увенчались.
Стихи Поплавского из сборника “Флаги” существуют на стыке двух культур. В них преломляется опыт как новой русской ( А. Блок, Б. Пастернак), так и французской (Рембо, Аполлинер) поэзии. Его стихи нередко представляют собой “пересказ” неких несуществующих картин. Не случайно поэзию Поплавского неоднократно соотносили с живописью Шагала и, отмечая мощное мелодическое начало, все-таки находили ее “более живописной, чем музыкальной”.
В стихах Б. Ю. Поплавского 30-х (посмертный сборник “Снежный час”) меньше формальной “умышленности”, а “трагический импрессионизм” лучших заставляет говорить о Поплавском как о достойном продолжателе традиций русской метафизической лирики.
Проза, обладающая большей степенью формальной свободы, становится следующим этапом развития для “поэта самопознания”. Но и сама проза Б. Ю. Поплавского претерпевает аналогичную его поэзии эволюцию: от изобилующего блестящими стилистическими играми “Аполлона Безобразова” (1932) – к жестоко исповедальному, автобиографичному.
Статьи 1933-34 годов – новый этап в творчестве Поплавского-критика. Встреча с Н. И. Столяровой не внесла особых перемен в жизнь поэта, но в его творчестве иной стала тональность мироощущения.
Поплавский Борис Юлианович