О древнерусском произведении “Слово о полку Игореве” стало известно лишь в начале 90-х годов XVIII столетия, когда знаток русской древности А. И. Мусин-Пушкин приобрел в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник. В этом сборнике среди других текстов он обнаружил чудесный памятник древнерусской литературы, вызвавший необыкновенный интерес среди историков, лингвистов и литературоведов.
В “Слове о полку Игореве”, написанном неизвестным автором, по словам известного литературоведа Д. С. Лихачева, чувствуется “героический
Неизвестный автор поэмы – человек редкостного поэтического таланта, широко видел исторические процессы своего времени, глубоко знал дружинную и книжную поэзию. Он создал шедевр, который не перестает очаровывать своей художественной формой и идейной цели направленностью. Автор не ставил себе четко отобразить факты истории, и этим его произведение отличается от летописей.
Через литературные образы он передал переживания и мироощущение людей своего времени, с целью воздействия на читателя . Сам автор, назвал свое творение “словом”. Так называли свои произведения его современники – представители ораторского искусства, но жанр “Слова” не может быть определен однозначно, и в этом заключается еще одна его художественная особенность – оно отображает сразу несколько образцов жанров художественного искусства.
Автор “Слова о полку Игореве” отходит от объективно-исторической последовательности событий. Он, словно художник, разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над долей родной земли, витая над прошлым и будущим – “от старого Владимира до нынешнего Игоря”.
Автор “Слова”, наверное, был очень смелым человеком, потому что не побоялся высказать во всеуслышание свои мысли. В XI веке среди немногочисленных писателей уже были первые жертвы княжеского произвола против литературы: первый русский проповедник киево-печерский игумен Феодосии, автор “Слова о законе” митрополит Илларион , летописец Никон . В последующие века автора “Моления” Даниила заточили в темницу, Аввакума и его друга Епифания сожгли за “великие на царский дом хулы”. Служение литературе с самого начала имело черты мученичества и жертвенности.
В страстном и требовательном призыве русских князей к объединению есть “что-то предвещающее властные и гневные об-Ращения к царям Радищева, Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Льва Толстого и многих других русских писателей. Русские писатели всегда осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом, более высокими по своему призванию, чем князья и цари”, – говорил Д. С. Лихачев. Наверное, поэтому автор “Слова”, хотя и знал о будущих гонениях, не смог смолчать.
“Слово о полку Игореве” наполнено сильными и взволнованными чувствами. Рассказывая о походе князя Игоря и русской дружины, автор настолько печалится и скорбит, что не может удержаться от того, чтобы не прокомментировать действия Игоря, и горестно восклицает: “О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!”, “О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!”
Читая “Слово”, мы видим, что и природа тоже откликается на то, что происходит. Чувства автора настолько велики, он так близко принимает чужое горе и чужие радости, что природа не может не отреагировать на это. Автор наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы, даже городские стены. Ему кажется, что все эти предметы тоже могут сочувствовать добру и ненавидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе.
Автор в своей позиции соединяется с природой, и его чувства благодаря чувствам природы усиливаются.
Все сказанное говорит о том, что автор “Слова” прекрасно знал об упоминаемых им событиях, о жизни, быте, о вооружении, о географии Руси, о язычестве, фольклоре, мог точно охарактеризовать каждого из князей, более того, его сведения часто более подробные и глубокие, чем летописные. Но главная заслуга этого человека в том, что ему удалось подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру.
Политические идеи автора “Слова о полку Игореве”