ПОЕДИНОК ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИЯ С ПОЗИЦИИ НАРОДА (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”)
1 вариант
Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова” проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В “Песне…” рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну – жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями
В этом произведении автор столкнул две силы – народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека – купца Калашникова.
Это русский национальный характер – цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович – замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены – одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца.
Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич;
А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
“На Москве-реке при самом царе” собирается он “выйти на опричника”, в кулачном бою “насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку “. Рано утром собрались “удалые бойцы московские” на берегу Москвы-реки на кулачный бой, “разгуляться для праздника, потешиться”. Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, “оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного”. И состоялся бой между молодым царским опричником и “удалым купцом Калашниковым”, в котором купец побеждает бесчестного врага.
Отстаивая правду, честь и “закон Господний”, Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать.
Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он – самонадеянный и чванливый “буйный молодец”, самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна “в церкви божией перевенчана” с молодым купцом.
Степан Калашников – цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его “безымянная могилка” никого не оставляет равнодушным.
2 вариант
Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова” является одним из самых трагичных исторических произведений. Известный критик В. Г. Белинский писал об этой поэме: “Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошлое”.
В “Песне…” затронута проблема чести и долга. В современной ему действительности М. Лермонтов не видел такого жизненного материала, который дал бы ему возможность создать художественную ситуацию, полно и глубоко раскрывающую эту нравственную проблему. Поэтому поэт обращается к истории, к временам Ивана Грозного и создает такую жизненно правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя совершения подвига во имя чести и долга. В основе сюжета поэмы лежит стремление купца Степана Калашникова отомстить обидчику и тем самым отстоять честь свою и жены. Сюжет развивается как столкновение между главными действующими лицами – Калашниковым и Кирибеевичем, который грубо домогался расположения его жены и тем самым бросил тень на ее честное имя. Автор сталкивает две силы – правду и своеволие, честь и бесчестие. Калашников – человек правды и чести, верный муж и любящий отец. Он говорит своим братьям:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич;
А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
Поэтому он вызывает обидчика на смертный бой. Отстаивая правду, честь и “закон Господний”, купец побеждает Кирибеевича. И за свой поступок он готов нести ответственность перед Божьим судом, но не перед людским. Он отвечает царю:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Степан Калашников – человек, способный отстаивать свои принципы. Он мог бы уступить
Царю, рассказать все, но честь семьи для него дороже жизни. Он умирает, но все равно остается победителем. Ведь он отстаивал честь, закон и не отступился от народных ценностей. Поэтому даже после казни Степана народ помнит его и слагает песни о славном герое “над его безымянной могилкою”.
Автор создал в своем произведении образ настоящего народного героя, хранителя семейных, родовых ценностей и защитника чести и правды.
ПОЕДИНОК ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИЯ С ПОЗИЦИИ НАРОДА (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”)