“Певец во стане русских воинов” как отображение гражданского и поэтического кредо Жуковского

Когда говорят о теме поэта и поэзии в литературе, вряд ли кто вспоминает в качестве примера поэтов-романтиков. Разве что Рылеева, приверженца активного направления, в силу своих политических убеждений вставшего на путь борьбы и призвавших на помощь поэзию. Тогда на долю пассивным романтикам остается лишь область мечтаний и грез, прекрасных художественных картин и загадочных образов.

Но хотя гуманистические идеалы не идентичны политическим взглядам и позициям, они тоже заставляют поэта определить свое место в обществе, заявить о себе.

Причем не просто словами-лозунгами, а выбором идеалов и совершением поступков. Вспомним несколько фактов из биографии русского поэта первой половины XIX столетия, так называемого пассивного романтика Василия Андреевича Жуковского.

Монархист по политическим убеждениям. Замечательный поэт и переводчик по предназначению Божьему и великому дару судьбы. Наставник великих князей и, следовательно, царский вельможа по должности.

Старший друг и учитель Пушкина, покровитель Тараса Шевченко – по велению сердца. И еще – русский патриот, рыцарь Ее Величества Литературы.

Он выбрал для переводов те баллады Шиллера и Гете, где воспевались смелость и мужество и осуждались коварство и деспотизм, в каких бы видах они ни проявлялись: “Ивиковы журавли”, “Кубок “, “Перчатка”, “Суд божий над епископом”. Когда настала суровая година – Отечественная война 1812 года, – Жуковский, будучи очень штатским человеком, записался в народное ополчение. Иначе просто не мог: враг угрожал его Родине.

Стихотворение “Певец во стране русских воинов” первоначально имеет подзаголовок: “Писано после отдачи Москвы перед сражением в Тарутине” – то есть в начале октября 1812 года. Оно еще в рукописных списках попало в действующую армию и заучивалось наизусть.

Жуковский изобразил Певца, представляя себе его роль и предназначение на войне. Вопреки словам древних: “Inter arma, tacent musae” , его Певец, подобно древнегреческому Тиртею и древнерусскому Бояну, воодушевляет воинов. Стихотворение представляет собой торжественный диалог – что-то вроде древнегреческого драматического выступления, где Певец начинает, а Воины подхватывают его слова.

Он как бы ведет их за собой. Певец делает воинов во сто крат сильнее, напоминая им о доблести предков, о славных победах:

…Дух отцов воскрес в сынах; Их поприще пред нами… Мы там найдем их славный прах С их славными делами.

Рядом с солдатами и офицерами в 1812 году выступают князья Святослав и Дмитрий Донской, Петр Первый и “грозный наш Суворов “, а вслед за ними современные вожди – “могучие”, “бодрые”, “витязи”, “герои”, “чести сыны”, “отважные орлы”, ведущие за собой “крылатые полки”.

О каждом из них Певец говорит с гордостью: “Наш”, описывая его подвиги. И торжественно-высоко, вдохновенно-звонко звучит устаревшая церковнославянская лексика:

Он пал – главу на щит склонил И стиснул меч во длани. Где жизнь судьба ему дала, Там брань его сразила; Где колыбель его была, Там днесь его могила. Воины подхватывают слова Певца: Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна вам взывает: месть!

Вселенная: спасенье!

Певец сумел показать защитникам Отечества, что такое “родина святая”, затронуть заветные струны в сердце каждого:

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки… Там все – там родных милый дом; Там наши жены, чада.

Насколько современно звучат эти строки сейчас! Понимаешь, что за это будут сражаться, не жалея жизни, и знаешь, что

…В чадах и родине любовь Зажгут отцов могилы.

Певец сознает, что “арфой ополченный” может встретить смерть, находясь в стане воинов, но он уверен, что

Останется привычный глас В осиротевшей лире, что другие певцы продолжат его дело, “добудут жизнь победам”.

И мы понимаем, что, призывая идти Смело в бой кровавый Под вихорь стрел, на ряд мечей, За смертью иль за славой, Певец и сам пойдет с ними, не прячась за чужие спины. Его слово – тоже оружие в этом бою, тоже поступок.

Как слова и поступки Рыцаря Литературы поэта Василия Андреевича Жуковского, ратовавшего за родину и своих друзей и не боявшегося вставать на их защиту.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

“Певец во стане русских воинов” как отображение гражданского и поэтического кредо Жуковского