Людмила Стефановна Петрушевская известный драматург и прозаик. Современная литературная критики связывает Петрушевскую с литературой, осваивающей прежде запретные для советской литературы жизненные реалии тюрьму, “дно” общества и т. п., что характерно для новой постреалистической школы. В семидесятые годы произведения молодой писательницы, окончившей в 1961 г. факультет журналистики МГУ нм М. В. Ломоносова, печатали с большим трудом.
На страницах молодежного ленинградского журнала “Аврора” появились ее рассказы “Рассказчица”
Многие российские критики признали ее повесть “Время ночь” лучшим произведением 1992 года. В 1993 г. вышел сборник рассказов “По дороге бога Эроса”, в 1997 в Москве опубликована книга “Настоящие сказки”, в 1998 там же появился сборник прозы “Дом девушек”, где опубликованы, наряду с рассказами, и повести Петрушевской, ранее печатавшиеся лишь в журналах. Признание пришло к уже зрелому автору потому, что Петрушевская талантливо и смело показала страшные реалии жизни “застоя” и первых лет перестройки.
Писательница подчеркивала: “…Мое рабочее место на площади, на улице, на пляже. На людях. Они, сами того не зная, диктуют мне темы, иногда и фразы…
А я все равно поэт. Я вижу каждого из вас. Ваша боль – моя боль”.
Центральная тема прозы Петрушевской – тема женской судьбы. Любовь к мужчине, детям, родителям, попытка найти свое счастье – главное в героинях писательницы. “Сюжет в рассказах Петрушевской возникает из неупорядоченных частей фабулы, события и факты предстают в разрозненном виде, непоследовательно; как будто разбит на мелкие черепки сосуд, и, собирая разбросанные осколки, мы не сразу, с усилием восстанавливаем его форму. Смысл складывается из разнородных элементов, из обмолвок и повторов, топтания на месте, проходных сценок и отступлений, сплошного, можно сказать, отступления, ибо отсутствует диктуемая фабулой линейность” . Тем не менее произведения Петрушевской производят неизгладимое впечатление, заставляют содрогнуться сердце. За прозу 90-х годов писательница получила премию Буккера.
В последние годы Петрушевская вновь обратилась к драматургии, ею созданы одноактные пьесы: “Что делать?”, “Мужская зона. Кабаре”, “Опять двадцать пять”.
Повесть “Время ночь” является самым крупным произведением Петрушевской. Это повесть о любви матери к своим детям. Анна Андриановна, главная героиня повести, женщина властная и жесткая.
Причинять боль своим близким, по мнению героини, значит доказывать материнскую власть, а, следовательно – любовь. Она пытается подчинить своих детей себе, неимоверно ревнуя их. В результате, мать теряет контакт с дочерью и сыном, от жен уходят мужья, бабушку отвозят в интернат для психохроников. В финале повести дочь Алена с детьми уходит от матери. Анна Андриановна с облегчением вздохнула: “Живыми ушли от меня”.
Три женские судьбы: бабушка-мать-дочь, повторяя друг друга, сливаются в один женский персонаж в разных возрастных стадиях.
Петрушевская Людмила Стефановна. Биография и творчество