“Слово о полку Игореве” – произведение очень сложное и необычное, в нем очень много литературных заимствований из разных произведений -“Песни о Роланде”, “Энеиды” Вергилия, “Илиады” Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоев произведения, основное направление мысли автора неизменно – он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность Русской земли, которая к тому моменту представляла собой лоскутное одеяло, объединенное
Грядет ночь – период безвременья, беззащитности людей, смуты и брожения в умах, который под силу преодолеть только новому объединению.
Такое объединение произойдет лишь спустя двести лет, когда возвысится Москва, и из недр умершего восточнославянского этноса родятся новые братские этносы, полные жизни и жажды деятельности: великорусский, белорусский и украинский.
Во времена же написания “Слова о полку Игореве” до этого было еще очень далеко, однако автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как ее выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные княжества, истощенные взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя.
Человек, ищущий славы только себе, несмотря на все свое благородство и проявляемый героизм, всегда в конечном итоге принесет несчастье соплеменникам, потому что народная сила – в единстве, в понимании действительных интересов и целей развития своего народа. Это основной пафос “Слова…”, и он неизменен.
Пафос памятника “Слова о полку Игореве”