“Шире дорогу! Правда по сцене идет. Любим Торцов – правда! Это – конец сценическим пейзажам, конец Кукольнику: воплощенная правда выступила на сцену”. Такие слова подслушал на первом представлении комедии “Бедность не порок” в Малом театре в 1854 году и рассказал о них в своих воспоминаниях друг Островского актер и литератор Иван Федорович Горбунов.
Произнес их “постоянный театральный посетитель и знаток”, учитель русской словесности.
Любим Торцов – простой купец, к тому же обедневший и опустившийся, но сохранивший
Важно и то, что о спектакле судит не просвещенный дворянин, от мнения которого до недавних пор зависели успех или неудача любого спектакля, а интеллигент-разночинец, учитель.
Молодой тогда Александр Островский и обращался к этому новому зрителю, выводя на сцену героев, с которыми был хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Он слушал их речь, представлял, как они могут произносить ту или иную реплику – с каким выражением лица, какой жест при этом сделают. И он знал, какой актер сможет перевоплотиться в его героя.
В последних произведениях Островского в центре событии все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, “делового человека”, интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех. Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу.
Замужество для нее – единственный способ обеспечить свое будущее и занять прочное положение в жизни. “Невеста” – это почти профессия, жизненная обязанность девушки. Одна из ранних пьес Островского так и называлась “Бедная невеста”. В конце своего творческого пути он написал драму “Богатые невесты”.
Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, “девушки на выданье” – “Бесприданница”, написанная в 1878 году. Лариса в “Бесприданнице” – натура богато одаренная, талантливая, артистичная. Она стихийно стремится к правде, нравственной чистоте.
Все это высоко поднимает героиню пьесы над окружающими. Но и над ней имеют власть представления о жизненных ценностях, свойственные ее кругу, – кругу разоряющихся дворян, умеющих лишь со вкусом проживать деньги, и богатых “цивилизованных” купцов, охотно принимающих в этом небескорыстное участие. Лариса становится невестой бедного, но честолюбивого чиновника Карандышева. Он влюблен в Ларису и вместе в тем стремится через брак с известной в городе красавицей стать своим в здешнем высшем обществе. Руку Ларисы Карандышев получает лишь потому, что в недавнем прошлом она пережила страстное увлечение блестящим барином и судовладельцем Паратовым, который настойчиво ухаживал за Ларисой, “женихов всех отбил” и затем внезапно уехал из города, так и не сделав предложения.
Неожиданное возвращение Паратова приводит девушку в смятение – она по-прежнему любит его. Лариса просит Карандышева поскорее обвенчаться и увезти ее в деревню. Но тот, желая потешить свое самолюбие, настаивает на пышной свадьбе.
Между тем вокруг Ларисы словно закидает торг претендентов. Но что они предлагают ей? Карандышев – положение честной замужней женщины и унылое существование. Богатые купцы – молодой холостяк Вожеватов, не желающий, однако, жениться на бессприданнице, и дочтенный отец семейства Кнуров – хотели бы превратить Ларису в свою содержанку.
Паратов, уже собираясь жениться на богатой невесте, просто хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы.
Торг за Ларису охватывает всех мужчин – героев пьесы. И Паратов здесь не только не исключение, но и самый жестокий, бесчестный участник этого торга. Его считают широкой натурой, бесшабашным храбрецом. Лариса восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов бестрепетно стрелял в монету, которую она держала.
На что тот вполне резонно замечает: “Сердца нет, оттого он так и смел”.
В первой же сцене с Паратовым зритель слышит его признание: “Что такое “жалость”, этого я не знаю. У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. И непосредственно вслед за этим становится известно, что продает Паратов не только пароход, но и себя самого – невесте с золотыми приисками. Разоблачает Паратова и сцена на обеде в доме Карандышева. Дешевая, но с претензиями на богатство отделка квартиры и попытка бедного жениха Ларисы устроить роскошный обед – не что иное, как карикатура на стиль и образ жизни самого Паратова.
И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить.
Увлеченная пылкими любовными речами Паратова, Лариса жертвует своим добрым именем: из дома торжествующего, но изрядно опьяневшего жениха она уезжает с гостями за Волгу, на ночной пикник. По возвращении в город она узнает, что Паратов не намерен на ней жениться. Двое других поклонников решают, кому достанется Лариса, бросая монету.
Выигравший Кнуров предлагает ей стать его содержанкой.
Оскорбленная Лариса хочет покончить с собой, бросившись с обрыва в Волгу, но страх смерти побеждает, и она решает “стать очень дорогой вещью”. Отталкивая Карандышева, предъявляющего на нее свои права жениха и защитника чести, она посылает его за Кнуровым. Доведенный ее пренебрежением до потери рассудка Карандышев стреляет в невесту. Смертельно раненная Лариса благодарит Карандышева и говорит сбежавшимся на выстрел: “Никто не виноват, никто… Это я сама…”.
Она умирает, прощая всех, под громкое пение цыганского хора за сценой. Но чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довел ее до гибели.
В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию “Комик XVII столетия” о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – “Таланты и поклонники” и “Без вины виноватые” . Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы. В ее судьбе сочетаются отказ от личного счастья – и восторг творческой удачи, борьба за уважение к себе – и поклонение зрителей, бедность – и шумный успех.
В этих пьесах Островский рисует театральную жизнь и судьбу актеров трезво, без прикрас: с борьбой самолюбий, мелкими закулисными интригами и обидами, с нуждой и зависимостью от богатых поклонников. Но надо всем этим все равно возвышается великое и благородное искусство театра. В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывая глаза на плохое и не выпуская из виду самое дорогое и важное.
Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – около пятидесяти пьес. “Исписал всю русскую жизнь” – от доисторических, сказочных времен и событий прошлого до злободневной действительности. Произведения Островского и в начале XXI века остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя.
И через полтораста лет мы видим рядом героев его пьес.
“Зачем лгут, что Островский “устарел”, – писал в начале прошлого столетия театральный критик А. Р. Кугель. – Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу”.
Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского “Бесприданница”