В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов. Возрождение авантюрного романа связано с социальными обстоятельствами, диктующими предприимчивость, плутовство, снижение моральной планки как необходимые для достижения
Довольно крупное издательство ACT даже выпускает целую серию “Русский плутовской роман”. “Новая Эразмиада, или Глупость в России” В. А. Иванова-Тверского, “Хора на выбывание” В. Ларченкова, романы Б. Кенжеева дополнили плутовские романы Ю. Дружникова “Суперженщина” и “Первый день оставшейся жизни”. В них сюжет – это ряд приключений, герой – блестящий плут, активно стремящийся к реализации своих целей, место действия географически экзотично, финал открыт, притязания героя терпят крах.
Важной чертой современного литературного пространства является размывание границ между элитарной и массовой литературой. В отличие от литературы конца XX века, когда при всей пестроте картины и многообразии жанров и стилей все же можно было выделить стилевые тенденции и направления, новейшая литература – это литература авторских художественных моделей. В произведениях современных писателей происходит сращение приемов и установок реализма с постмодернистской художественной техникой.
Глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в одном пространстве с фантастикой и мистикой, история познаваться через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических коллизиях.
Многообразие писательских стилей, авторских жанров в современной литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспективах.
Особенности современной русской литературы начала XXI века