Валентин Распутин – один из известнейших писателей нашего времени, в творчестве которого важнейшее место занимает проблема взаимоотношения человека с природой.
Образ “единой реальности”, идеального мира-порядка, насильственно уничтоженого человеком, создает автор в повести “Прощание с Матерой”, написанной в середине семидесятых годов 20-го века. Произведение появилось в тот момент, когда процесс
разрушения связи человека с природой дошел до критической точки: в результате строительства искусственных водохранилищ
Распутин увидел глубинную связь экологических и нравственных процессов – утрату миром изначальной гармонии, разрушение связей этического мира личности и русской духовной традиции. В “Прощании с Матерой” эту гармонию олицетворяют жители деревни, старики и старухи, и прежде всего, бабка Дарья. Распутин показал идеальный мир природы и человека, живущего в согласии с ним, выполняющим свой трудовой долг – сохранение памяти о предках.
Отец Дарьи когда-то оставил ей завещание : “Живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были…” Эти слова во многом определили ее поступки и отношения с людьми. Автор развивает в повести мотив “последнего срока”, суть которого заключена в том, что каждый человек
своим присутствием в мире устанавливает связь между прошлым, настоящим и будущим. В повести присутствуют два мира: праведный, который бабка Дарья называет “тут! “,- это Матера, где все “знакомо, обжито и проторено”, и мир греховный – “там” – поджегщики и новый поселок. Каждый из этих миров живет по своим законам.
Материнские старики не могут принять жизнь “там”, где “про душу забыли”, совесть “истрепали”, память “истончили”, а ведь “мертвые…спросят”.
Важнейшей проблемой повести является целесообразность вмешательства человека в мир природы. “Какой ценой?”,- мучается вопросом сын бабки Дарьи Павел. Оказывается, труд, который с точки зрения христианской психологии есть благодетель, может стать разрушительной силой. Эта мысль возникает в рассуждениях Павла о том, что новый поселок построен как-то неполюдски, “несуразно”.
Возведение ГЭС, в результате которой будет затоплен остров Матера, разорение кладбища, сожжение домов и леса – все это больше похоже на войну с миром природы, а не на его преображение. Как трагедию воспринимает все происходящее бабка Дарья : “Нынче свет пополам переломился”. Уверена старая Дарья и в том, что легкость, с которой люди рвут все связи, безболезненность растования с родной землей, домом, являются составными “облегченной жизни” людей беспамятных, равнодушных и даже жестоких.
Называет таких людей Дарья “обсевками”.
В. Распутин с горечью отмечает, что утрачено чувство родства, потеряна в сознании молодых людей родовая память, и поэтому им непонятна боль стариков, прощающихся с Матерой как с живым существом.
Эпизод разрушения кладбища, спасать которое бросаются жители деревни один из ключевых в повести. Для них кладбище – это мир, в котором продолжают жить их предки. Стереть его с лица земли – это преступление. Разорвется тогда невидимая нить,
связывающая мир воедино. Вот почему на пути бульдозера встают древние старухи.
Человек в художественной концепции Распутина неотделим от внешнего мира – животного, растительного, космоса. При нарушении даже одного звена этого единства рвется вся цепь, мир утрачивает гармонию.
Близкую смерть Матеры первым предчувствует Хозяин острова – маленький зверек, который символизирует, по замыслу автора, природу в целом. Этот образ придает повествованию особый глубинный смысл. Он позволяет увидеть и услышать то, что скрыто от человека : прощальные стоны изб, “дыхание взрастающей травы”, притаенную
возню пичуг,- одним словом, почувствовать обреченность и близкую гибель деревни.
“Чему быть, того не миновать”,- смирился Хозяин. И в его словах – свидетельство беспомощности природы перед человеком. “Какой ценой?”,- этот вопрос не возникает у поджегчиков, чиновника Воронцова или “товарища Жука из отдела по зоне затопления”. Мучает этот вопрос Дарью, Екатерину, Павла и самого автора.
Повесть “Прощание с Матерой” дает ответ на этот вопрос : ценой утраты “природного лада”, гибели праведного мира. Он тонет, поглощается туманом, теряется.
Финал произведения трагичен: оставшиеся в Матере старики слышат тоскливый вой – “прощальный голос Хозяина”.Подобная развязка закономерна. Она определена идеей Распутина. А идея такова: люди без души и без Бога бездумно осуществляют преобразования природы, суть которых в насилии над всем живым.
Разрушая гармоничный мир природы, человек обречен разрушить себя самого.
Особенности проблематики одного из произведений В. Распутина