Прежде чем начать писать, я
задаю себе три вопроса: что
хочу написать, как написать и
для чего написать.
А. М. Горький
Раннее творчество А. М. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг.
И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А. М. Горького. Ранние его произведения – романтические песни и легенды – оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом.
Красивы герои этих
Единым целым три части рассказа делает основная идея – стремление выявить истинную ценность человеческой личности. И упреком бескрылой, скучной жизни людей, упреком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли, звучат слова старухи Изергиль: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые… не понимают жизни, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней.
И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно”.
Эти слова проясняют смысл легенды о Ларре, помогают лучше понять мятежную душу Изергиль, и от них тянется ниточка повествования к легенде о смельчаке Данко. Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая трагическую тень на ее собственную жизнь. Мотивы подвига во имя народа не новы в русской литературе, но мысль о том, что счастливым становится человек, отдавший жизнь за народ, – это было тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне XX, революционного столетия.
Мещанство, осторожное, серое, рутинное, вечно боящееся, “как бы чего не вышло”, запирающееся в беликовский “футляр” или в нору премудрого пескаря, всегда стояло на пути смелых и гордых, тормозило движение вперед. Именно его обличает Горький образом “осторожного человека”.
Но “осторожный человек” просчитался – навсегда сохранилась память о бессмертном подвиге Данко, и его сердце засверкало тысячами искр в красивой легенде, созданной человеческой фантазией, перед которой меркнет серая и будничная действительность.
В 1895 году Горький пишет свою “Песню о Соколе”. В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого гниет в мещанской самоуспокоенности.
Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанскому благополучию: “Рожденный ползать – летать не может”.
В этом произведении Горький поет песню “безумству храбрых”, утверждая его как “мудрость жизни”. Горький считал, что с организацией “здорового трудящегося народа – демократии” утвердится особая духовная культура, при которой станет “жизнь – радостью, музыкой; труд – удовольствием”. Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о счастье “жить на земле”, где должна наступить “новая жизнь в новом веке”.
Такое романтизированное ощущение эпохи и выразила “Песня о Буревестнике” . В этом произведении романтическими средствами была раскрыта личность, ниспровергающая застойный мир. В образе “гордой птицы” сосредоточены все дорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть, уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себе воистину небывалые способности: взмыть ввысь, “пронзить” мрак, призвать бурю и насладиться ею, увидеть и за тучами солнце.
А сама буря – как их реализация. Всюду и всегда А. М. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческого бытия.
В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено пробуждение человеческой души – самое прекрасное, чему всегда поклонялся писатель. Любовь к сильной личности, противостояние героев и толпы, ненависть к мещанскому быту, красота природы – вот основные идейные мотивы ранних произведений писателя.
Основные идейные мотивы ранних произведений М. Горького