ОСМЕЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ В БАСНЯХ КРЫЛОВА
1 вариант
И. А. Крылов – известный русский баснописец. В своих баснях он высмеивает человеческие недостатки и пороки, такие как глупость, злость, коварство, хитрость, лицемерие, хвастливость, выступает против беззакония и несправедливости. Мы от души смеемся над Ослом из басни “Осел и Соловей”, которому вздумалось учить Соловья искусству пения.
Конечно, всем известно, что Соловей – непревзойденный мастер своего ремесла, а Осел слишком далек от музыки, чтобы выступать в
Не менее разоблачительна басня “Щука”, в которой Крылов обличает кумовство и взяточничество, беспринципность сильных мира сего. Так, Лиса-прокурор, которой разбойница Щука “снабжала рыбный стол”, предлагает судьям в качестве “позорной казни” утопить виновную в реке, на что те и соглашаются.
Но, к счастью, в конце концов на любого злодея находится усмиритель, как на волка, который хотел залезть в овчарню, а попал на псарню, где с ним и разделался Ловчий.
Басни И. А. Крылова покоряют читателя своей мудростью и тонким пониманием человеческой сущности, помогают ему стать лучше, чище, добрее.
2 вариант
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец XIX века. В. А. Жуковский говорил, что слог басен Крылова чист и приятен, он “то возвышается в описании величественном, то трогает вас простым изображением нежного чувства, то забавляет смешным выражением или оборотом”. В написании басен Крылов следовал классическим традициям. Н. В. Гоголь считал, что басни Крылова – “достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа”. В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость, русский дух и характер, склад русского ума и живописность русской речи.
В своих баснях Крылов поднимал очень много актуальных вопросов: обличал несправедливость господствовавшего государственного строя, стремился пробудить самосознание народа, говорил о нравственном превосходстве народных масс. Смело и решительно баснописец показывал противоречия и столкновения между сильными и слабыми, между богатыми и бедными, властными господами и бесправным народом. Крылов направлял острие своей сатиры против хищников, которые “богаты иль когтем, иль зубком”, против львов, тигров, алчных волков, хитрых лисиц, подразумевая под личинами этих животных грабителей вельмож, продажных чиновников, взяточников судей:
Что Климыч на руку не чист, все это знают;
Про взятки Климычу читают…
Много внимания уделял Крылов теме насилия и угнетения слабых. В басне “Мор зверей” – целая группа кающихся насильников. Звери хватают добычу по чину: что можно великому Льву, то нельзя Волку и Лисе (“Лев на ловле”), что позволено Орлу, то недоступно Вороненку (“Вороненок”).
Сатира Крылова направлена и против взяточничества, грабежа и преступлений по службе. В басне “Слон на воеводстве” Воевода Слон разрешает волкам с овцы “по шкурке снять”, в “Рыбьей пляске”
Лисанька на воеводство села,
Лиса приметно растолстела.
В басне “Медведь у пчел” Медведь был назначен надсмотрщиком над пчелами и, конечно, перетаскал весь мед в свою берлогу. В басне “Лиса-строитель” Лисе поручили строить курятник, а она сделала себе лазейку и понемногу переносила оттуда кур. Смешно и грустно!
Крылов изобличает продажный суд, покровительствовавший нарушителям закона и оправдывавший сильных и богатых. В басне “Крестьянин и Овца” крестьянин обращается к судье Лисе с жалобой на Овцу, которая была на дворе, когда пропали куры.
Все свидетели-соседи сказали, что Овца “всю ночь спала”, за ней не замечали “ни воровства, ни плутовства”, она “совсем не ест мясного”, а судья Лиса, не принимая ничего во внимание, выносит приговор:
Не принимать никак резонов от Овцы,
Понеже хоронить концы
Все плуты, ведомо, искусны.
И вследствие того казнить Овцу…
В баснях Крылова высмеивается кумовство, подкуп чиновников, которые получили должность по протекции. В басне “Слон в случае” плутовка Лиса попадает в милость к высшим чинам потому, что умеет вертеть пушистым хвостом, Осел, хлопая длинными ушами, говорит о Слоне, что “без длинных бы ушей он в милость не попал”. В басне “Ручей” говорится о сильных мира сего, притесняющих народ. А в “Волке и Ягненке” “у сильного всегда бессильный виноват”.
Народ Крылов олицетворял в образах мирных зверей, часто – в реальных человеческих персонажах. Симпатии поэта на стороне бесправного народа. Крылов всегда подчеркивал право народа на свободу и труд (“Орел и Крот”, “Лев и Комар”, “Муха и Пчела”, “Собака и Лошадь”, “Водопад и Ручей”).
В баснях бытового цикла Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению человеческого достоинства. Басня “Кукушка и Петух” высмеивает угодничество и низкопоклонство, “Две бочки”, “Муравей”, “Слон и Моська” – хвастовство, “Мыши” – трусость, “Волк и Журавль” – злую неблагодарность, “Напраслина” – лицемерие, “Лжец” и “Любопытный” – ложь, “Свинья под Дубом”, “Петух и Жемчужное Зерно”, “Мартышка и Очки” – невежество.
За отношениями зверей скрывались отношения людей, за поступками животных и птиц человеческие поступки.
Народность, реализм и высокая художественность – главные достоинства басен Крылова, который всегда стремился писать для народа. “Этот род понятен каждому, его читают слуги и дети”, – говорил Крылов о баснях.
ОСМЕЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ В БАСНЯХ КРЫЛОВА