КЛАССИКА
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
ОНЕГИН И ПЕЧОРИН КАК ГЕРОИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
В романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” воссоздана драматическая судьба представителей передовой дворянской интеллигенции. Духовныіі и нравственный облик современников Пушкина и Лермонтова представлен в образах Онегина и Печорина. Оба героя являются социально-историческими, реалистическими типами, обусловленными определенной общественной средой. Роман “Евгений Онегин” был начат в годы подъема декабристского
Нравственный идеал.
В “Герое нашего времени” же, по словам Белинского, “лежит современный вопрос о внутреннем человеке”, то есть писатель отразил в романе повышенный интерес к внутреннему миру своего героя.
Онегин в романе является человеком, “которого убили воспитание и светская жизнь, которому все приелось”. Но Печорин не такой: он не равнодушно переносит свои страдания, “бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду” (В. Белинский).
Если в романе “Евгений Онегин” Пушкин показывает главного героя как представителя определенной общественной среды конца 10 – начала 20-х годов через общение с высшим обществом, то в “Герое нашего времени” Лермонтов раскрывает образ главного героя через других героев, то есть вся система персонажей романа построена так, чтобы показать Печорина с разных точек зрения. Совершенно различны и композиции романов. “Евгений Онегин” представляет собой целостную систему, а “Герои нашего времени” состоит из отдельных повестей. В “Евгении Онегине” мы можем наблюдать череду событий и целый ряд причин, которые привели Онегина к такому состоянию его души, а в “Герое нашего времени” внимание сосредоточено не на этом процессе, а на конечном итоге развития человеческой личности.
Рассмотрим, почему главные герои обоих романов являются “героями своего времени”.
Воспитание Онегин получил такое же, какое получали все дети из высшего сословия в то время:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Это и определило его дальнейшую судьбу, он уже не смог бы стать другим человеком. Онегин вырос в типичных условиях жизни столичной дворянской молодежи, ему свойственны светские предрассудки. Его обычный день такой же, как у остальной светской молодежи. Он живет “без цели, без трудов”. В самом начале своей жизни Онегин живет, все делает только для света: читает, чтобы не показаться необразованным в глазах светских людей, беспрекословно подчиняется моде, чтобы не вызвать осуждение света (“Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет”). Но все это приводит его лишь к трагедии – он убивает своего друга. Он не посчитался со своим сердцем, которое совсем не хотело смерти Ленского, а жил только по законам света. И если бы Онегин отказался от дуэли, свет посчитал бы его трусом и отвернулся бы от него, а этого он боялся больше всего. Мы видим, что покалечил душу и жизнь Онегина его век. Пушкинский герой – это порождение общества того времени. И вскоре, как и должно было случиться, Онегин разочаровывается во всем, его мучает пустота жизни. В настроениях своего героя поэт отражает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVII веку.
В европейской и русской философской мысли первой половины XIX века существовала идея, по которой человек родится готовым и совершенным от природы, а общество лишь его портит. Белинский выступал против этой идеи, он говорил, что человек творится не природой, а “в историческом развитии общества или даже целого человечества”. Это можно отнести как к Онегину, так и к Печорину. Печорин воплощает в себе такие человеческие качества, как развитое сознание и самосознание (поэтому он в большей степени, чем Онегин, мыслитель и идеолог). Его отличает глубина и полнота чувств, восприятие себя не только как представителя данного общества, но и всей истории человечества, духовно-нравственная свобода, стремление к самоутверждению. Но нравы общества не могли не отразиться на характере Печорина. Поступки его мелки, все действия пусты и бесплодны, несмотря на то что он живет сложной внутренней жизнью. Белинский писал: “Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля”. Печорин постоянно задает себе вопросы о смысле жизни, все время ищет ответ, но не находит его. Он болезненно воспринимает все, что происходит вокруг него, ставит постоянно эксперименты над собой и окружающими, пытаясь понять, изменит ли его вмешательство в судьбы других людей их жизнь, но не удовлетворяет свое желание узнать это. Печорин постоянно анализирует свои поступки, чувства, мысли.
Печорин и Онегин во многом отличаются друг от друга, но, как писал Белинский, “в дорогах разница, а результат один: оба романа… без конца”, то есть мы не знаем, нашел ли Печорин ответы на мучившие его вопросы, обрел ли Онегин смысл жизни и желание жить. Лермонтов и Пушкин, грустя о поколении своего времени, четко выразили все достоинства и недостатки его типичных представителей и воплотили их в своих героях.
ОНЕГИН И ПЕЧОРИН КАК ГЕРОИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ