ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)
Сюжетная линия Онегин – Ленский выполняет очень важную функцию в романе A. C. Пушкина “Евгений Онегин”.
Что объединило этих двух героев в деревенской тиши, а затем развело, заставив одного переступить черту и стать преступником, а другого – жертвой преступления?
Если вкратце охарактеризовать Евгения Онегина в период знакомства с Владимиром Ленским, то можно сказать, что это был молодой человек, рано насладившийся всеми прелестями столичной жизни, разочаровавшийся
Напротив, Владимир Ленский – “красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт”:
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный.
Ленский оптимистично относится к жизни, веря, что она полна чудес. Он ожидает пламенной любви, верит в искреннюю дружбу, в свою будущую славу.
Все эти наивные ожидания, по словам Пушкина, “в нем рано волновали кровь”. Смыслом его жизни была поэзия:
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы.
Характеризуя своего героя, Пушкин говорит, что Ленский воспитывался на чтении Шиллера и Гете (можно полагать, что вкус у юного поэта был неплохой, если он выбрал себе таких великих учителей) и был способным поэтом:
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…
Но понимание “простоты” и “ясности” у поэта Пушкина и поэта Ленского несколько различалось. У Ленского эти качества происходят от незнания жизни, от устремленности в мир мечты, они порождены “поэтическими предрассудками души”, в то время как Пушкин имел в виду простоту и ясность поэзии, основанные на трезвом взгляде на жизнь, стремлении понять ее закономерности, найти ясные формы ее воплощения в художественных образах.
Пушкин указывает на еще одну особенность характера Ленского-поэта: книжно, искусственно выражать свои чувства.
Придя на могилу отца Ольги, Ленский уныло произносит: “Poor Yorick…” – что является цитатой из Шекспира.
Несмотря на существенные различия в характерах и своем отношении к жизни, Ленский и Онегин быстро подружились:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Автор определяет эту дружбу так: “от делать нечего друзья”.
Противоречия сопровождают друзей вплоть до трагической развязки. Интересно, что Онегин первое время ведет себя с другом довольно осторожно. Он с улыбкой слушает пламенные речи Ленского, при этом старается особо не выражать свое “охладительное слово”. “В любви считаясь инвалидом”, Евгений с важным видом выслушивает откровения Ленского о его любви к Ольге, однако, в первый раз увидев девушку, не удерживается от комментария:
… Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Эти слова становятся первым предвестником надвигающейся трагедии: они вывели Владимира из состояния равновесия, которое прежде ему было даровано любовью, раздосадовали и, скорее всего, разозлили.
Далее поэт отходит от изображения дружбы Ленского и Онегина, сосредоточиваясь, главным образом, на развитии любовного сюжета.
После объяснения в саду Татьяна отнюдь не разлюбила Онегина. Ее сердце разрывается от печали и безотрадной страсти. В это же время отношения Ольги и Владимира выходят на новый уровень: влюбленный Владимир играет локоном своей возлюбленной, целует край ее одежды, читает нравоучительный роман, прилежно украшает листки ее альбома незатейливыми рисунками и нежными стихами.
Поэт акцентирует внимание на том, что Ленский в альбоме Ольги пишет не мадригалы, а элегии, которые полны “истины живой”. И этот факт напрямую связан с последующими событиями, а именно ранней смертью Ленского. Дело в том, что тема ранней смерти молодого человека (поэта) была распространена в русской романтической поэзии первой трети XIX века. Сам Пушкин в 1816 году написал “Элегию” (“Я видел смерть…”), мотивы которой перекликаются со стихами Ленского, введенными автором в роман “Евгений Онегин”.
Мотив предчувствия ранней смерти свидетельствовал о тягостном ощущении непрочности бытия. В начале XIX века, в связи с событиями в Европе, в этом мотиве выражалось одиночество человека, окруженного враждебным ему обществом.
Впоследствии эта тема стала расхожей, с ее помощью культивировалась пассивность личности, осознание бесплодности борьбы. В среде будущих декабристов возник протест против унылой элегии, распространение которой приписывалась самому Пушкину.
Задетый этими обвинениями, поэт включил в четвертую главу “Евгения Онегина” слова в защиту элегии как жанра. Стихи Ленского очень важны для объективной характеристики данного персонажа как поэта и определенного типа молодого человека – мечтателя.
Ленский влюблен безумно, эти чувства волнуют его, будоражат его кровь. В то же время Онегин “жил анахоретом”, ведя размеренный, подчиненный определенному порядку образ жизни: прогулки, чтение, глубокий сон, случайный поцелуй, прихотливый обед. Этот порядок нарушают события, произошедшие на именинах Татьяны. Онегина раздражает все: глупая влюбленность Ленского, отблеск неразделенных чувств Татьяны на ее поведении. Он негодует – жизнь, непонятная ему жизнь, проходит мимо него. Но Онегин уверен, что сумеет доказать всем свою правоту, разрушив казавшиеся такими прекрасными чары любви. Месть Онегина и по отношению к другу, и по отношению к влюбленной в него девушке жестока.
Он решительно приглашает Ольгу на вальс и во время танца шепчет ей на ушко “какой-то пошлый мадригал”.
Ленский негодует, он не способен вынести такого удара судьбы: его прекрасная возлюбленная – изменница. Исход один – защитить свою честь и достоинство, вызвав обидчика на поединок. При этом Ленский предчувствует трагический для себя финал. По мере приближения рокового часа усиливается его тоскливое настроение:
…Сжалось
В нем сердце, полное тоской;
Прощаясь с девой молодой,
Оно как будто разрывалось.
Онегин полон искреннего раскаяния, но он не способен дать ход этому раскаянию и помириться с Ленским.
В сцене дуэли в авторском комментарии звучит призыв к разумному разрешению конфликтной ситуации. Почему же друзья, которые недавно щедро делились друг с другом и трапезой, и мыслями, и делами, вдруг предались злобному отмщению? Ответ прост: “светская вражда боится ложного стыда”.
Таким образом, сцену дуэли можно считать кульминацией в развитии основного конфликта романа. Чувство превосходства Онегина мнимое, он подчинился общественному мнению, убив друга. Однако выжив физически, он был сломлен нравственно: предрассудки среды, презираемой им, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.
ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)