ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЛОМОВА (по роману И. А. Гончарова “Обломов”)
Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни.
Н. А. Добролюбов
Изучая великие произведения русской литературы, мы не раз встречались с прекрасными женскими образами. И чаще всего они не только несли в себе идеал красоты и гармонии, но и играли какую-либо высшую роль, отведенную им автором. Именно таким стал образ одной из центральных героинь романа
Ольга – самая привлекательная героиня романа, в ней воплотились лучшие черты передовой русской женщины 50-х годов XIX века. Это девушка с живым интересом к жизни, тягой к активной деятельности, любовью к искусству. Гончаров не наделяет ее чертами красавицы, но говорит о том, что “если б ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии”. Естественность и простота Ольги Ильинской, отсутствие жеманства, кокетства, лжи и притворства сразу привлекают к ней взгляды и сердца всех окружающих.
Внутренняя красота и невероятная музыкальность отличают Ильинскую от многих других персонажей. Она улыбается так, что улыбка освещает ее глаза и разливается по щекам. Ее смех искренний и заразительный, а в ее речи “блещет такая грация, такой кроткий милый ум, что всякий с радостью подставит лоб”. Ольга остроумна, в ее словах иногда может сверкнуть “искра сарказма”, но от нее мы никогда не услышим заумных рассуждений, подслушанных или вычитанных суждений о жизни, литературе, искусстве. Все, о чем говорит Ильинская, идет из глубины ее открытой души. И особенно ярко открывается эта чистая душа в пении Ольги: “Боже мой, что слышалось в этом пении! – говорит автор. – Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, прорывы счастья – все звучало не в песне, а в ее голосе”. Каждая черта во внешности и характере героини Гончарова говорит о присущей ей чувственности, искренности, духовной одаренности, гармонии ума, воли и сердца, “свободе взглядов, слова, поступков”, решительности, тревоге о жизни, стремлении к поиску нового и лучшего. “Кто ни встречал ее… на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом”.
Ольга находится в постоянном стремлении к совершенству, в движении вперед. Ищет она и настоящей любви. Казалось бы, ей удалось найти “идеал мужского совершенства” в Штольце. Но союз с ним не может удовлетворить ее вечно ищущую натуру. “Я не состарюсь, не устану жить никогда”, – говорит она. Ее душа просит чего – то другого, она “тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед”. Штольца пугает этот вулканический огонь души Ольги, он “с удивлением и тревогой следил, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни”. Не случайно литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский говорил про Ильинскую, что в любом забытом уголке она сохранит заветы своей молодости, что, разочаровавшись в Штольце, она “выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод”.
Нелегкий путь проходит Ольга в отношениях с Обломовым, где наиболее ярко проявляется живой, деятельный характер героини, ее человеческое обаяние. Обладая нежной и одновременно горячей натурой, она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича. Более того, искренне полюбив Обломова, открыв в нем все те лучшие качества, которые были скрыты от глаз других людей, Ольга хочет воскресить к жизни этого интересного для нее человека: “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил”. И ее действия, ее страстное желание изменить любимого дают определенные результаты. Уже после первой встречи с Ильинской Обломов распоряжается протереть окна в доме и смахнуть паутину.
Вторая их встреча вызывает в герое невероятный прилив душевных сил. А когда Илья Ильич услышал пение девушки, то был настолько вдохновлен, что решил признаться ей в любви. Под влиянием Ольги у Обломова просыпается интерес к чтению книг, с ней он совершает длительные прогулки, что уже является большим достижением для привыкшего вечно лежать на диване Ильи Ильича. Ильинская заставляет своего избранника отказаться от послеобеденного сна и ужина, побуждает его вставать на заре, подниматься на гору. Общение с ней вызывает в Обломове незнакомое ему раньше желание радоваться жизни. Видя все эти перемены, Ольга еще больше вдохновляется в своем стремлении пробудить любимого.
В эти моменты в ней самой раскрываются ее лучшие качества – благородство, желание быть “путеводной звездой”, решительность, душевная красота. Ее не останавливают сомнения, которые часто чувствуются в высказываниях Обломова. Получив его письмо и уловив в нем страх Ильи Ильича перед предстоящими заботами, стремление спрятаться в тихую гавань, она не прекращает своих попыток. Ольга заботливо ищет новые средства воздействия на любимого человека. Девушка искренне любит своего избранника, тянется к нему. Не случайно такой изумительной поэзией овеян сюжет взаимоотношений двух героев. Писатель раскрывает все нюансы сложного любовного чувства: робость, смущение, сомнение, тонкий намек необычайно много говорят любящим людям. Не пугает Ольгу на пути преображения Обломова даже общественное мнение. Лишь предприняв все возможные попытки и осознав, что ее усилия оказались бесполезными, она решается на разрыв с героем. Ильинская с горечью сознает, что полюбила не настоящего Илью Ильича, а свою мечту о нем: “Я думала, что оживлю тебя, что можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер”, – говорит она. Таким образом автор приводит нас к мысли, что, возможно, Ольга на самом деле и не любила Обломова, а принимала за настоящую любовь желание воскресить Илью, вдохнуть в него жизнь.
Гончаров отвел своей героине решающую роль в романе. На ее плечи он возложил попытки духовного возрождения героя, живущего в праздности и бесплодных мечтаниях. В образе этой прекрасной русской девушки перед Обломовым предстала последняя, возможность излечиться. Любовь к Ольге на время воскресила Илью Ильича, благодаря ей к нему вернулись “и жизнь, и слезы, и любовь”.
Благодаря Ольге Ильинской открылось и “золотое сердце” героя, способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородство души. К сожалению, ей все же не удалось окончательно победить обломовщину. Страх Ильи Ильича перед жизнью, неспособность устроить свои дела, привычка жить по заведенным правилам и порядкам оказались сильнее. Разведенные мосты, избавившие Обломова от необходимости видеться с Ольгой, окончательно решили его судьбу, его возвращение к “идеалу нерушимого покоя жизни”. Ольга же, не без сомнения, выходит замуж за Штольца. Союз с ним – это идеальная любящая семья: “работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой… как мечтал Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и апатии проводили они дни…” Хотя, при всем внешнем благополучии, Ольгу тяготит спокойствие и безмятежность такой жизни, которая для нее сродни той же обломовщине.
В своем романе Гончаров создал прекрасный тип русской женщины того периода, когда в России под влиянием роста культуры стало пробуждаться самосознание народа, когда женщины почувствовали и стали отстаивать свое право на участие в общественной жизни. И этот образ остается актуальным и нужным по сегодняшний день.
ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЛОМОВА (по роману И. А. Гончарова “Обломов”)