Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова

Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в романе “Обломов”, нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально приближен к идеалу. Автор так и поступил: Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только русский художник мог вызвать из той русской жизни. Поэтому она изумляет нас, читателей, необыкновенной ясностью и простотой своей логики, гармонией своего сердца и воли.

Героиня поражает нас до того, что впору усомниться и сказать

самому себе: “Чепуха! Таких девушек не бывает на свете”. Но, следя за развитием ее образа, я постепенно свыкся с мыслью и с ощущением, что она естественна, верна себе и довольно последовательна в характере, словом, я начал верить как бы в реальность Ольги и увидел даже ее живое лицо, в воображении, конечно.

Да, она необычна, да, она слишком хороша, но лишь потому, что я такой еще не встречал.

Если говорить о социальном или общественном развитии образов героев романа, то в Ольге, мне кажется, больше намека на новую русскую жизнь, нежели в Штольце. От Ольги можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину. Когда-то она любила Обломова, верила в него, в его нравственное совершенство.

Надо сказать, что встреча с Ольгой изменила Обломова, он стал подвижным. Ему уже не лень встать с дивана, пошевелиться, хотя бы для того, чтобы изложить свои мысли. Долго и упорно, с любовью и нежной заботой трудилась она, чтобы возбудить в нем энергию к жизни, к деятельности. Ольга не хочет верить, что Обломов не способен на добро. Любя в нем свою надежду, свое будущее, Ольга делает для него все, пренебрегая даже условными приличиями.

Она едет к нему одна и не боится, подобно ему, потерять свою репутацию. Она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и еще объясняет ему, почему это ложь, а не правда. Он, например, пишет ей письмо мелодраматического содержания, а потом уверяет ее, что писал это только для ее блага, забыв про себя, жертвуя собой и т. д. Ольга спокойно ему ответила: “Нет, неправда: если бы вы думали только о моем счастье и считали необходимою для него разлуку с вами, то вы бы просто уехали, не посылая мне предварительно никаких писем”.

Он продолжает говорить, что боится ее несчастья, если она со временем поймет, что ошиблась, и полюбит другого. Ольга отвечает: “Где же вы тут видите несчастье мое? Теперь я вас люблю, и мне хорошо; а после я полюблю другого, и, значит, мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь”. Эта простота и ясность в мышлении Ольги и заключает в себе, как мне кажется, задатки новой будущей жизни, отличающейся от той, в которой выросло современное героям романа общество.

Меня поражает также, как воля Ольги послушна ее сердцу. Она продолжает свои отношения с Обломовым, несмотря на все насмешки посторонних, до тех пор, пока окончательно не убеждается, что ошиблась в нем. После открытого выяснения отношений она уже не может соединить с ним свою судьбу, хотя и при этом разговоре и даже после она еще ласкает и хвалит его.

Таким образом, инерция жизни Обломова победила, он не хочет делать усилий, которых от него требовала Ольга, да и та жизнь, которая представлялась ей, никак не подходит самому Обломову. Поэтому, хоть Ольга и пыталась преобразить Обломова, – это преображение было очень недолгим.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова