“ОДЕРЖИМЫЙ” ВЫСОКИМ ЧУВСТВОМ ЛЮБВИ (образ Желткова в повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)
Повесть “Гранатовый браслет” – одно из вершинных произведений А. И. Куприна, гуманиста и правдоискателя, певца возвышенной любви. “Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!” – говорит один из персонажей повести. Эти слова с полным основанием можно отнести к главному герою – Желткову.
Во внешнем облике героя А. И. Куприн подчеркивает
Значительность и достоинство придает герою всепобеждающая любовь. И, говоря об этой любви, он весь преображается, в этот момент для него не имеют значения общественные условности: “Скажите… что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город?.. Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании…” Он сознает, что над его любовью не властны ни время, ни люди, и это поднимает его над обыденной обстановкой.
Много лет писал Желтков Вере Николаевне письма, поздравлял ее с Пасхой, Рождеством, днем ангела, напоминая ей о своей любви. Все эти годы ему достаточно было лишь изредка видеть ее, лишь прикасаться к тем вещам, к которым она прикасалась. Браслет, который он ей дарит, – самое дорогое, что есть в его жизни. Этот поступок непонятен Вере Николаевне, возмущает ее брата и мужа. И Желтков называет его ошибкой. Однако единственная причина этого поступка – желание хоть как-то соединить себя с любимой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснется рука его богини.
Решение покончить с собой Желтков принимает совершенно спокойно. Он спокоен потому, что важнее всего для него – счастье Веры Николаевны, и если его любовь мешает этому счастью, он готов на все. А любовь его может исчезнуть только вместе с ним. В своей любви Желтков совершенно лишен эгоизма, он проявляет подлинное благородство и самоотверженность.
Однако любовь Желткова так велика, что оказывается сильнее смерти. И за гранью жизни он благодарит и благословляет свою любимую. “Да святится имя Твое!” – звучит рефреном в последней главе повести.
Любовь не исчезла, она просто рассеялась в мире, слилась с музыкой. Слушая бетховенскую сонату, Вера Николаевна плачет, и эти слезы перерождают ее: отступает все суетное и мелкое, появляются новые силы. Можно сказать, что подлинная жизнь Желткова начинается после его смерти. Не зря в конце рассказа Вера Николаевна не замечает ни убогой обстановки, ни комнаты, похожей на “кают-компанию грузового судна”. Теперь она видит лишь его лицо и замечает: “то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона”. Так смерть выявляет подлинную сущность героя – его страдание, его духовную силу.
Повесть “Гранатовый браслет” – гимн любви, которая является одной из важнейших ценностей жизни. Образ Желткова, “одержимого” этим чувством – один из самых проникновенных образов русской литературы рубежа ХIХ-ХХ веков.
“ОДЕРЖИМЫЙ” ВЫСОКИМ ЧУВСТВОМ ЛЮБВИ (образ Желткова в повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)