ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)
“Ревизор” Н. В. Гоголя – по-настоящему неповторимая, гениальная пьеса, комизм которой создается не специальными приемами, а положением и характерами действующих лиц, комическим значением глубоко понятого драматургом общественного конфликта. Характеры, созданные писателем, очень реалистичны и типичны, они являются живым воплощением своей эпохи.
Центральное место в комедии не случайно занимает образ Хлестакова – один из самых ярких типов, созданных Гоголем. В характеристике
Хлестаков – пустейший дворянчик “без царя в голове”, легкомысленный баловень и транжира. У него “легкость необыкновенная в мыслях”. Как писал сам Гоголь, “он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам”. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза и сыграть роль чином выше своего собственного.
По характеристике автора, он “и лгунишка, и подляшка, и трусишка, и щелкопер во всех отношениях”. Лишенный какого-либо понятия о добре и зле, постоянно готовый приспосабливаться и изворачиваться, он может совершить любую подлость, легко переходит от заносчивости к унижению, от фанфаронства к трусости. Невероятно подверженный чужому влиянию, характер героя постоянно меняется, не представляя собой ничего цельного и постоянного. Да и стремления у него низкие и мелочные: все время просаживает отцовские деньги на кутеж, карты и другие развлечения. “А отчего? – оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет”, – говорит о Хлестакове его слуга.
Хвастовство и тщеславие чаще всего являются основой лживости Хлестакова. Он стремится похвастать своим воображаемым положением в обществе. Всем своим поведением герой претендует на “светскую” образованность. Именно – претендует. А на самом деле говорит и действует он без всякого соображения, не способен ни на минуту остановить на чем-то свое внимание. И в этом вдохновенном вранье дает полную волю своей беспорядочной фантазии, в чем в большей степени проявляется его действительная внутренняя нищета и бедность натуры. При этом азартный игрок, пошлый волокита и наглый взяточник – он несет в себе задатки всего того, что воспитывало в людях крепостническое общество.
Классовая дворянская природа Хлестакова с наибольшей яркостью проявляется в обращении со слугами. Сам он голодать не может, рассуждает Хлестаков; другое дело мужик – он привык к этому.
С явным превосходством, презрением и грубостью обращается Хлестаков с людьми низшего положения в обществе. Осипа называет исключительно бранными словами: скотина, дурак, грубое животное; трактирного слугу обзывает дураком, скверным поросенком; людей бедного сословия зовет мошенниками, бездельниками, подлецами.
Подлая, ничтожная натура героя проявляется особенно в тех случаях, где требуется присутствие духа или характер. “Что такое, если разобрать, в самом деле, Хлестаков? – говорит автор. – Молодой человек, чиновник… заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет называет пустыми…” При этом чем яснее и очевиднее из слов и поступков Хлестакова проступает его сущность, тем больше чиновники убеждаются в том, что он именно и есть петербургский ревизор. Тот факт, что он “не платит и не едет”, заставляет превратно истолковывать каждый его шаг, каждое слово: значит, крупный чин.
Таким образом, главная мысль, которую писатель воплотил в своем герое: Хлестаков – не просто смешной и глуповатый “елистратишка”, “фитюлька”, которого ошибочно приняли за ревизора, он – порождение всего бюрократического режима, пустоты и упадка крепостнического общества.
ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)