Носитель философии “утешительной лжи” в пьесе М. Горького “На дне” . В системе персонажей пьесы М. Горького “На дне”, ставшей попыткой автора найти ответ на вопрос о смысле жизни человека, его назначении и возможностях, одним из наиболее спорных является странник Лука. Само имя героя вызывало у читателей, зрителей и исследователей творчества М. Горького неоднозначную трактовку. С одной стороны, возникает ассоциация с евангелистом, что поддерживается христианской философией странника, с другой стороны – нельзя отрицать и
Жизненная позиция Луки. Появление Луки в ночлежке сразу вносит в мир “бывших” людей смуту и подобие внутреннего движения, все поведение странника ложится в основу конфликта. Уже в первых репликах героя звучат христианские мысли о равенстве всех людей: “Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…” В каждом из “бывших” Лука продолжает видеть человека: “Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…” В основе жизненной философии Луки лежат вера в человека и сострадание: “Ты вот – смеешься… а разве можно человека эдак бросать?
Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…” К каждому странник находит свой ключик: он говорит людям то, что они хотят услышать, во что готовы верить. “Человека приласкать – никогда не вредно”, – проповедует Лука и постепенно проводит мысль, что “человек – все может… лишь бы захотел…” Но правда Луки имеет и обратную сторону, и герой предупреждает о возможном трагическом финале, предопределяя судьбу Актера, рассказывая притчу о праведной земле. Вера способна поднять слабого человека, а ее утрата может убить.
Авторская позиция. Сам же М. Горький давал резкую оценку такому типу людей: “… есть еще весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами. Не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. .. Утешители этого рода – самые умные, знающие и красноречивые.
Они же поэтому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен был быть Лука в пьесе “На дне”, но я, видимо, не сумел сделать его таким”. Талант и гуманизм Горького был, однако, выше примитивного деления героев на “положительных” и “отрицательных” и дидактизма в попытке ответить на один из вечных вопросов, потому образ Луки и получился полемичным, не поддающимся однозначной трактовке.
В его защиту выступают даже сами герои пьесы, и идейный оппонент Сатин в первую очередь: “Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…”
Образ Луки в драме М. Горького “На дне”