ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”
Основу романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” составляет любовная история двух главных персонажей – Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Однако не менее важным является еще один образ, проведенный через весь роман и объединяющий текст в единое целое. Это образ автора, который является центральным наравне с образами Евгения и Татьяны, хотя и не входит в главную сюжетную линию романа. Трудно представить себе пушкинский роман без авторских пояснений, суждений, оценок. Для сравнения: образ Ленского,
Начиная со второй строфы первой главы, автор выступает как очевидец всего того, о чем повествует в произведении:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Это первое авторское “я” в первый же миг создает неповторимую дружественную атмосферу, а также иллюзию присутствия автора в созданном им мире героев. Но функции автора в романе этим не ограничиваются. Он выступает и как творец произведения, определяющий соотношение сюжетных линий, и как один из персонажей романа, вступающий в прямые и опосредованные контакты с другими героями, а также открыто высказывающий свое отношение к ним. Исследователи романа говорят и о его третьей функции: автор появляется на страницах романа как поэт Пушкин во всем неповторимом своеобразии творческого облика. Поэт знакомит читателей с отдельными фактами своей биографии, своими взглядами на поэзию. Создается впечатление, что, разработав определенную литературную программу, Пушкин активно утверждает ее на страницах романа.
Как творец автор проявляет себя, в первую очередь, во вступлении, предоставляя на суд читателей ряд собственных переживаний:
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений.
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Первую главу Пушкин начинает внутренним монологом еще не известного читателям героя, и лишь впоследствии он объясняет роль этого сюжетного элемента: “и тем я начал свой роман”. В конце романа поэт решает “навсегда” оставить героя “в минуту злую для него”. Заканчивая третью главу упоминанием о встрече Онегина и Татьяны в саду, автор говорит читателям: “Но следствия нежданной встречи сегодня, милые друзья, пересказать не в силах я; мне должно после долгой речи и погулять и отдохнуть…” Погружаясь в собственные размышления, поэт будто забывает о существовании своих героев и, снова-таки неожиданно, вспоминает о своей прямой обязанности рассказчика: “А что ж Онегин? Кстати, братья! Терпенья вашего прошу…”
Описывая события, произошедшие уже после дуэли, автор вдруг включает в свой текст упоминание о молодой горожанке, которая среди поля увидела простую надпись: “и слеза туманит нежные глаза”. В голове этой горожанки возникают вопросы, связанные с судьбой героев этой печальной истории: что стало с Ольгой, где теперь ее сестра, где “этот пасмурный чудак, убийца юного поэта”? Автор дает обещание осветить дальнейшую судьбу своих героев, но сейчас:
Другие, хладные мечты,
Другие, хладные заботы,
И в шуме света и в тиши
Тревожат сон моей души.
Поэт порой намеренно создает иллюзию авторской свободы в компоновке и отборе художественного материала. В этом искусственном приеме, с одной стороны, можно усмотреть замысел искусного рассказчика, ведущего непринужденную, но увлекательную беседу со слушателями-читателями. Но, с другой стороны, это прием настоящего мастера, в совершенстве владеющего избранной им манерой повествования. Этими же приемами, хотя и не на таком высоком уровне, пользуются создатели современных сериалов, в которых каждая из серий представляет собой вполне законченную в сюжетном плане историю, но для того чтобы удержать внимание зрителей, авторы прибегают к различным уловкам, в том числе утверждая свое право на свободную компоновку и отбор художественного материала.
Атмосферу интимности, дружеского доверия в романе создают многочисленные обращения автора к читателю, как, например:
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно нt губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
В другом своем качестве – как один из персонажей романа – автор выступает только в отношении Онегина. Указание автора на его личные контакты с Онегиным выделяет этот образ среди других персонажей романа. Поэт упоминает о своей встрече с героем в Петербурге. Описывает он также первое смущение, которое вызвала у него манера общения Онегина: язвительный спор, шутка, с желчью пополам, злость мрачных эпиграмм. Сообщает он и об общих с Онегиным планах “увидеть чуждые страны”.
На страницах романа автор предстает и как поэт, формулирующий свое литературное кредо и определяющий собственные творческие задачи. В связи с образом Ленского, поэта-романтика, с чистым сердцем, открытым для идеальной любви и дружбы, Пушкин вступает в полемику с литераторами, преуменьшающими достоинства элегии как жанра лирики. Говоря о том, что Ленский посвящает Ольге элегии, которые полны “истины живой”, поэт отмечает важность этого жанра и вспоминает в этой связи о творчестве поэта-элегика Н. М. Языкова:
Так ты, языков вдохновенный,
В порывах сердца своего,
Поешь бог ведает кого…
В отдельных главах романа звучит и голос Пушкина-реалиста, утверждающего справедливость новой манеры изложения материала в художественном произведении:
Не муки тайные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Но просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.
Следовательно, образ автора во всех его ипостасях является одним из центральных образов романа A. C. Пушкина “Евгений Онегин”: он объединяет текст в единое целое, создавая неповторимую атмосферу дружеского общения, помогает глубже понять характер Онегина и других героев романа.
ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”