Это первая поэма в творчестве Некрасова. Сюжет ее, включающий обширные авторские отступления, характеристики действующих лиц, замечательные картины природы, строится на истории взаимоотношений Агарина и молодой девушки Саши, дочери небогатых соседей либерального помещика. Герой произведения не выдерживает суровых жизненных испытаний, наступивших после 1848 г., в период “мрачного семилетия”, и отходит от былых свободолюбивых взглядов.
Если во время первой встречи с Сашей он убеждал ее: “Солнышко правды взойдет над землею!”,
Агарин логично включается в типологический ряд “лишних людей”. Ему противопоставлена Саша с ее стихийной жаждой новой жизни.
Понять отношение автора к Агарину во многом помогает знакомство с черновыми вариантами поэмы. Это один из возможных путей анализа. Правда, он обычно применяется специалистами-исследователями, однако нам хотелось бы показать вам, насколько это интересно и перспективно. В качестве примера обратим внимание на отношение героя к русской природе. Сначала в черновиках неоднократно упоминалось о его восхищении, любовании природой: “Начал на лодке кататься с Ульяшей Да восхищаться природою нашей…” . Но тут же последняя строчка была исправлена: “Да над природой подтрунивать нашей”.
Правка понятна и объяснима. Только в этом случае создается необходимый контраст с Сашей, которая не только преданно и искренне любит природу, но и органически связана с нею.
Однако продолжим разговор об Агарине. Даже причина его возвращения на родину претерпела существенные изменения. Вначале, восхваляя жизнь за границей, он говорил: “Все там приволье и роскошь и чудо, Да побывать и в отчизне не худо…” Может быть, у него проснулась тоска по родине?
Некрасов снимает этот намек, и в окончательном тексте появляется иная причина возвращения домой Агарина: “Да высылали доходы мне худо”. Согласитесь, деталь эта очень выразительна и важна для характеристики Агарина.
Если в первоначальном варианте Агарин не ограничивался одними разговорами с Сашей, он что-то делал: “Вместе в деревне больным помогали, Глупым мальчишкам все книги читали…”, то в окончательном варианте все это Саша делает одна.
Обращение к черновикам в ряде случаев помогает понять процесс реализации авторского замысла, лучше разобраться в содержании произведения. Этой же цели может служить и сравнение “Саши” с романом Тургенева “Рудин”. Показательно, что роман Тургенева и поэма Некрасова были напечатаны в одном и том же номере “Современника” . Некрасов был редактором журнала, от него прежде всего зависел подбор материалов в каждый номер, и если он решил поместить “Рудина” и “Сашу” чуть ли не рядом, следовательно, он хотел, чтобы читатели имели возможность сравнить эти произведения.
Разумеется, в романе и поэме есть нечто общее и в характерах главных героев, и отчасти даже в сюжетах. Но интереснее выделить черты отличия. Судя по всему, Некрасов более критичен к своему герою. В романе Тургенева при первом же препятствии Рудин отказывается от любви Натальи, советуя ей покориться. У Некрасова же Саша не принимает предложения Агарина, хотя и любит его.
И, конечно, не случайно у Тургенева роман назван по фамилии героя, а у Некрасова поэма названа по имени героини.
Некрасов был убежден, что духовная сила человека напрямую зависит от того, до какой степени он связан с народом. Это главный критерий в оценке героев. Потому и противопоставлены в его первой поэме Саша и Агарин, а все симпатии автора отданы героине, которой присуща органическая близость к природе, к народу, его нравственным ценностям, его культуре.
О поэме “Саша” Н. А. Некрасова