Образ народного заступника в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” по праву считается главной книгой поэта, высшим его достижением. И не только потому, что перед нами энциклопедический охват русской действительности, показ представителей почти всех сословий общества, типичных для переломного периода истории страны, озаренный поэтическим гением Некрасова. Произведение многослойно и многогранно. Поэт создавал свою главную книгу для народа и во имя народа, выражая его заветные мечты и чаяния. “Кому на Руси жить хорошо” звучит обвинительным актом против

современного поэту государственного устройства. В то же время поэма – гимн мужеству и силе духа русского народа.

Среди галереи образов страдальцев и тружеников, проходимцев и бунтарей Некрасов показывает нам и народного заступника – того, кто, выйдя из среды самого народа, повлияет на его взгляды и убеждения, сумеет повести за собой.

Это первый в русской литературе образ борца, вышедшего из среды его народа, плоть от плоти его. Сын сельского дьячка и семинарист, Григорий Добросклонов не принадлежит к духовному сословию, так как в России с 1868 года эта категория не пользовалась привилегиями духовенства, а жила плодами своих трудов, то есть влачила скудное существование крестьянина. Несколько раз повторяется в поэме мотив голодного детства Григория, вскормленного хлебом пополам со слезами матери, описывается его “исхудалое лицо”, жизнь в семинарии, Где было темно, холодно, Угрюмо, строго, голодно, где просыпались до свету и ждали “жадно ситника”, где “недокармливал хапуга-эконом”.

Сердцем, исполненным любви к родной матери и благодарности к выкормившей его родной земле, протягивающей руку помощи в трудную минуту, выбирает герой свою дорогу в жизни. В нем нет расчета, желания встать на “дорогу торную”:

Кипит там вечная, Бесчеловечная Вражда-война За блага бренные… Гриша выбирает “дорогу честную”: По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд. За обойденного, за угнетенного…

Это осознанный выбор с пятнадцати лет, потому что любовь к родине в его сердце слилась воедино с любовью к бедной матери – и не существует более искренней привязанности, искреннего патриотизма, поэтому так естественны в его устах слова “родина-мать”. Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Отказываясь от личных благ и выгод, он и в университет собирается не для себя, не для будущей карьеры, а для того чтобы принести больше пользы родному народу.

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно – весело На всей святой Руси!

Как это напоминает Добролюбова, чья фамилия так легко угадывается в имени героя, и Рахметова – героя романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?” – имя которого во время написания поэмы было на устах у читающей публики. Это о них говорится в поэме:

Немало Русь уже выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути, Немало их оплакала .

За сынами Руси угадываются фигуры Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, в эту когорту борцов за народное счастье приводит Некрасов своего героя.

Как ни темна вахлачина, Как ни забита барщиной И рабством – и она, Благословясь, поставила В Григорье Добросклонове Такого посланца. Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Некрасов недаром сделал своего героя тоже поэтом – своим соратником по борьбе. Его песни “из сердца самого” – не только свидетельство кровной связи с русским народом, духовного единства с его миром, но и попытка осмыслить происходящее, осознать свое жизненное кредо. Вслед за песнями “Голодной” и “Соленой”, воссоздающей мрачные, безысходные картины жизни народа, появляются и другие строки, отмечающие коренные изменения в обществе, рост самосознания народа:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет. Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином,…

Развивая тему о нарастании народного возмущения, о становлении гражданина, Григорий Добросклонов слагает свою главную песню – “Русь”. Он поет о “в рабстве спасенном сердце свободном”, о могучей силе народа, создавая яркую неповторимую метафору, показывающую нарастание народного возмущения, революционный подъем:

Русь не шелохнется, Русь – как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая – Встали – небужены, Вышли – непрошены, Жита по зернышку Горы наношены! Рать подымается – Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Его, единственного среди героев поэмы, Некрасов считает счастливым, потому что, по мнению поэта-борца, счастлив только борец за народное дело. Некрасов заканчивает рассказ о Грише на оптимистической ноте, наделяя героя несокрушимой силой и, главное, верой в светлое будущее, готовностью и желанием отдать жизнь за родину:

Слышал он в груди своей звуки необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного!..



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Образ народного заступника в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”