Нравственная и философская проблематика романа Л. Толстого “Анна Каренина”

Я человек, но так ли я велик,

Но так ли безупречен, совершенен?

В. Боков

Сравнивая “Войну и мир” с “Анной Карениной”, Л. Толстой заметил, что в первом романе он любил “мысль народную”, а во втором -“семейную”. Проблема семейных отношений всегда волновала его, она присутствует почти во всех его произведениях.

Роман “Анна Каренина” начинается так: “Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. Этими словами автор подчеркнул, что главное его внимание будут

занимать несчастливые семьи. И в самом деле: нет счастья ни в семье Облонских, ни в семье Карениных.

Отчего так?

Литературные критики объясняют это бурным развитием капитализма в пореформенной России, который рушил старые устои, разорял дворянство и был совершенно чужд Толстому. Я думаю, дело не только в этом. Семейное счастье зависит от самих людей, от их взаимопонимания. В семье Левиных тоже бывали ссоры, но они любили, понимали и уважали друг друга. Только эту семью в романе и можно назвать счастливой.

Правда, сам Левин отличается от других и бесстрашно честным умом, и добротой, и богатством внутреннего мира. Долли говорит о нем: “Это мало сказать, что прекрасный. Я не знаю лучшего человека”.

С образом Левина связана очень важная для Толстого проблема самосовершенствования личности. Лучшие его герои всегда чрезвычайно требовательны к себе. Таков и Левин. Он считает, что не достоин Кити.

Значит, надо стать лучше, найти свое истинное призвание, проявить в полной мере свою личность.

А главное его стремление – достигнуть такого положения, когда бы он мог перед народом “чувствовать себя вполне правым”. Так “мысль семейная” переплетается в романе с “мыслью народной”.

Левин упорно занимается хозяйством, ходит с мужиками на косовицу и в то же время пишет книгу о землеустройстве в России, пытаясь выяснить тот путь, по которому должна развиваться деревня в новых условиях. С глубоким огорчением убеждается он в исторической обреченности дворянства. Можно было бы смириться с обеднением дворян, если бы дворянские земли попадали в руки к мужикам.

Но чаще всего за счет разорения дворянства наживались темные дельцы вроде купца Рябинина.

Симпатизируя крестьянам, Левин так и не перешел на их сторону и, сам того не замечая, переводит вопросы, которые его мучили, из социального плана в моральный. Так возникает перед ним проблема смысла жизни, проблема смерти и бессмертия. У постели умирающего брата Левин “ужаснулся не столь самой смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, откуда, для чего, зачем и что оно такое”. Мучительные вопросы и ни одного ответа. Это доводит его до отчаяния.

Но вера в собственный и общечеловеческий разум спасает его от того шага, который был сделан Анной Карениной.

Анну и Левина сближает то, что они не подчиняются слепо общепринятым нормам жизни, а пытаются жить по-своему. Они постоянно сталкиваются с “нечестной действительностью”, мучаются и страдают, но при этом духовно растут и все глубже познают окружающий их мир. Однако путь Левина идет по восходящей линии, а Карениной – по нисходящей.

Мы оставляем Левина в конце романа счастливым человеком, для которого смысл жизни – творить добро.

Анна же была счастлива только в короткий период первых свиданий с Вронским. Разлученная с сыном, оскорбляемая обществом, она с ужасом видит, что и любви, ради которой принесено столько жертв, уже нет. “Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?..”

“Анна Каренина” – роман о людях большой и трудной судьбы, о прекрасной женщине, желавшей полноценного человеческого счастья, о величии и бесстрашии человеческого ума, способного дойти до истины и признать истину, чего бы это ни стоило. И хотя смерть в этой книге идет рядом с жизнью, жизнь неизменно берет верх. Ведь и сама Анна решила умереть только потому, что, кроме смерти, у нее не было средства защитить свою честь и чистоту своей жизни. Поэтому “Анна Каренина” – не трагедия, а жизнеутверждающий роман.

Читая его, мы учимся ненавидеть ложь и праздную жизнь, постигаем красоту человеческих отношений, вовлекаемся в мир духовных исканий, то есть ощущаем себя по-настоящему людьми.

В самые значительные минуты своей жизни мы, как и Левин, видим перед собой небо, высокое и бесконечно мудрое. И радость бытия наполняет душу. Прекрасен этот мир!

Значит, прекрасным должен быть и человек.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Нравственная и философская проблематика романа Л. Толстого “Анна Каренина”