Повесть “Гобсек”, написанную в 1830 году, можно считать изначальным зерном, из которого вырастает вся гигантская “Человеческая комедия” Бальзака. Образ Гобсека – один из ярких человеческих типов, встречающихся не только в творчестве Бальзака, но и в современной жизни. Одно из убеждений Гобсека, хорошо познавшего в молодые годы жизнь и объездившего много стран, состоит в том, что “человек везде одинаков”: везде идет борьба между бедными и богатыми. И в этой борьбе “лучше самому давить, чем позволять, чтобы тебя давили”.
Через
Гобсек – французский ростовщик, миллионер. Сын голландца и еврейки, он провел романтически бедную юность. “Морщины его желтоватого лба хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач”. О его авантюрной жизни мало кто знал. В начале повести Гобсек предстает перед нами в облике молчаливого, осторожного старичка, сухонького и незаметного. Он дает ссуды под проценты людям, попавшим в трудную ситуацию.
В сделках с клиентами он честен, но неумолим. Ростовщик нажил огромное состояние – семьдесят миллионов франков. Но он не тратит своих богатств. Гобсек живет в небольшой квартире с нищенской обстановкой, питается дешевым супом, почти ни с кем не общается, кроме клиентов, нигде не бывает. Из всех радостей жизни он выбрал одну – власть над другими людьми, которую ему дают накопленное богатство и ремесло ростовщика. “Я владею миром, а мир не имеет власти надо мной”, – произносит он в одном из своих монологов.
И для него неважно, что мир для него давно сузился до размеров убогой квартиры, а сам “властелин” превратился в “бесполое существо”, человека-векселя, в “золотого истукана”. “Знает ли он, что в мире есть чувства, любовь, счастье?” – спрашивает Дервиль. Наверное, знает. Но ценность их для него померкла по сравнению с властью над людьми, которую дают деньги.
В погоне за ними он иссушил свою душу, утратил свои способности, разочаровался во всем, кроме золота.
Без сомненья, образ Гобсека имеет гротескный характер. Его черты: скупость, бесчувственность, страсть к накопительству – доведены до абсурда. Но они не исчезли со смертью Гобсека. Имя бальзаковского героя стало нарицательным в одном ряду с Плюшкиным, Скупым рыцарем.
Философию Гобсека разделяют многие люди, другие же, без всякой “философии”, повторяют его путь, посвятив свою жизнь накопительству, забывая не только о близких людях, но и о собственной жизни, где не осталось места ничему, кроме денег.
Наши современники продолжают играть новые драматические роли в “Человеческой комедии” Бальзака. Одним достаточно превзойти в умении жить своего соседа, другим нужно перекраивать карты мира, убивать и грабить, чтобы удовлетворить свои тщеславные амбиции. И делают они это, как и Гобсек, с большим артистизмом. Сегодняшнего Гобсека можно встретить и в маске обывателя, и маске политика и дельца, и в маске нищего в переходе метро.
Да и в мире нашем, как во времена Гобсека, уживаются и огромная энергия, могучий ум, вкус к жизни, и мертвенная холодность, бесчувственность, жестокость и мелочность. И он все больше становится похожим на мир Гобсека в старости.
Насколько современен герой Бальзака Гобсек?