Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” стала главным делом всей жизни писателя, – произведением, в которое он вложил свои самые сокровенные мысли, всю свою душу.
В пяти “портретных” главах перед нами последовательно предстают помещики, которых посещает на своем пути Чичиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Все они ведут паразитический образ жизни, не приучены к труду и проводят свои дни в праздной бездеятельности. Эти общие социальные черты, обусловленные крепостным правом, но они принимают в каждом помещике свои
Главы, посвященные этим “героям”, располагаются в особой последовательности – по степени их деградации.
Первым в галерее “бесполезных” помещичьих типов выступает Манилов. Он не может сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии, так как управлением своего поместья сам не занимается, передоверив это дело приказчику. Перед нами наивный, благодушный и сентиментальный мечтатель, который самого себя считает чрезвычайно образованным, а свою речь, наполненную словами-пустышками, – верхом совершенства.
Его дом стоит “одиночкой на юру, открытый всем ветрам” и окруженный пятью-шестью березками “с жиденькими вершинами”, которые не дают ни тени, ни прохлады в знойный день. Внутренняя обстановка, где рядом с великолепной мебелью соседствуют стулья, обтянутые “просто рогожей”, или “горки выбитой из трубки золы”, лежащие на дорогом полированном столе, говорят о том, что хозяйство Манилова постепенно приходит в упадок. Но хозяин усадьбы не замечает уродливости своего быта.
Он практически не имеет представления о реальной жизни, так как полностью поглощен созданием фантастических проектов, из которых один нелепее другого. Абсолютно бесхарактерный, мечтательный и духовно немощный, этот помещик, тем не менее, самый бескорыстный и самый “безопасный” из всех.
В следующей главе мы встречаемся с яркой противоположностью бездеятельного Манилова – хлопотливой Коробочкой, у которой “хорошенькая деревенька”, двор полон всякой птицы, имеются “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”. Имена своих крестьян она знает наизусть, но умственный кругозор ее ограничивается кругом хозяйственных интересов. Коробочка привыкла жить по установленному порядку, ко всему необычному относится с суеверным страхом и недоверием.
Руководствуясь лишь копеечной выгодой, эта помещица боится уступить свои мертвые души – с одной стороны, опасаясь “прогадать” и желая “примениться к ценам”, а с другой – думая, вдруг они “в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся”. В этом и проявляется главная особенность ее характера.
После разговора с Коробочкой Чичиков встречается с представителем еще одного типа помещиков. Ноздрев – человек самостоятельный и решительный. Непоседа, кутила, герой ярмарок, попоек и карточного стола, он проматывает доходы, получаемые от подневольного труда своих крестьян. Хозяйство свое Ноздрев полностью запустил, в отличном состоянии находится только его псарня.
Среди собак он как “отец родной” в кругу большого семейства, а с окружающими ведет себя нагло, вызывающе, кроме того, это бесшабашный хвастун и лгун, причем лгун по призванию и убеждению.
Вырвавшись от Ноздрева, Чичиков приезжает к Собакевичу. Этот помещик резко отличается от других своей расчетливостью и хитростью. В нем нет ни благодушия Манилова, ни скопидомства Коробочки, ни буйного сумасбродства Ноздрева. “Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует”, – говорит Гоголь.
Собакевич, по выражению автора, “чертов кулак”, человек, обладающий железной хваткой, который четко уловил дух времени: все покупается и продается. Страсть к обогащению толкает этого помещика на хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые средства наживы. И уж он-то сумеет извлечь выгоду!
Собакевич совершенно не удивлен предложением Чичикова купить у него мертвые души, он озабочен только тем, как бы выколотить выгодную цену.
Предельной степени омертвения, полной утраты связи с миром достигает в поэме Плюшкин. Гоголь называет его “прорехой на человечестве”, так как жадность, страсть к наживе и бессмысленному накопительству совершенно уничтожили в нем живого человека. Дворовые Плюшкина до поздней зимы бегают босыми, так как скупой хозяин имеет одни сапоги на всех, да и то выдает их только тогда, когда дворовые входят в сени барского дома.
За последние три года у этого помещика, не вытерпев голодной жизни, сбежало около 70 и умерло 80 крестьян. В его образе отражен предел распада человеческой личности, в самой неприглядной форме выражена болезнь всего крепостнического строя.
Сравнивая гоголевских помещиков, можно обнаружить в каждом из них свои “преимущества”, вернее, свои пародии на ум, сердечность, хозяйственность. Но всех их объединяет один признак – античеловеческая сущность, названная Гоголем пошлостью “холодных, раздробленных характеров”. Всех помещиков характеризует полное отсутствие духовности, мелочность, ограниченность, примитивность страстей и стремлений, убожество внутреннего мира. Во всех помещиках неистребима привязанность к собственности, которая, в свою очередь, совершенно убивает в них привязанность к людям. Их увлечения передают пошлость всего представленного общества.
Поскольку образы всех помещиков взяты, или, как говорил сам Гоголь, “списаны” им с самой жизни, они являются порождением феодально-крепостнического строя, при котором никчемность и мечтательность Манилова, скопидомство Коробочки, мотовство и сумасбродство Ноздрева, расчетливость Собакевича, убожество Плюшкина – типичные, нормальные жизненные явления.
Таким образом, в образах пяти помещиков, которых посетил главный герой поэмы, скупая мертвые души, Гоголь продемонстрировал постепенное омертвение их собственных душ, утрату ими положительных человеческих качеств, мастерски раскрыл взаимоисключающую природу человеческой “души” и “приобретения” . Сатирически высмеяв жадность, глупость, праздность и убожество помещиков, Гоголь разоблачил всю карикатурность и “общую бесполезность” их существования. Но смех его горек, поскольку он любит Россию, прекрасную и великую страну, наполненную такими вот существами, противоречивую, страшную и бесконечно необъяснимую.
“Наша общая бесполезность”