Сила народная – сила могучая.
Н. А. Некрасов
Одна из любимых мыслей Л. Н. Толстого в “Войне и мире” – мысль о том, что частная жизнь людей подчинена великим событиям исторической жизни народа и определяется этими событиями.
Толстой уверен, что никакая, даже незаурядная, личность не способна сыграть выдающуюся роль в истории, если она оторвана от народа. Стремление стать над народом и руководить им, не считаясь с его интересами, не понимая его отношения к происходящему, приводит к краху.
Писатель противопоставляет двух
Так Л. Н. Толстой доказывает, что личность, высокомерно утверждающая свое превосходство над народом, оторванная от него, обречена на поражение.
Судеб исторических лиц не оспорить и не изменить, а вот любимые герои, созданные воображением великого художника, проходят в романе путь “вниз”, сближающий их с народом, в то время как представители великосветских кругов тянутся “вверх”, все дальше от истинных народных ценностей, нравственных и духовных.
А. Болконский при первом знакомстве – утонченный аристократ, умный, критически мыслящий, не удовлетворенный своей жизнью в “свете”, где приходится общаться с “придворным лакеем и идиотом”. Он мечтает заслужить славу, “любовь людскую”. Он бескорыстен, но людей, чьей любви князь Андрей хочет добиться, он не считает равными себе. О народе Болконский не думает, вмешательство в жизнь простонародья его унижает в собственных глазах. Но когда над отечеством нависла угроза, князь Андрей по-новому оценил патриотизм и самоотверженность простых солдат.
Общая беда не просто сблизила его с народом, а помогла осознать себя его частью. В полку Болконского уважали и любили, называли его “наш князь”. А для самого князя Андрея стало очень важно, что так же, как он, относятся к войне и Кутузов, и Тимохин, и вся армия.
Иначе проявляется близость к народу Наташи Ростовой. Она, как и пушкинская Татьяна Ларина, “русская душою”. Непонятно, как и почему, но “она умела понять все то, что было во всяком русском человеке”. Ее манеры, душевность, пляска были неподражаемыми, истинно русскими. “Умом сердца” Наташа понимает и чувствует, что крестьяне, ряженые в мирном Отрадном, раненые в Бородинском сражении солдаты – это ее народ.
Может, поэтому юная Ростова – идеал женщины для Толстого.
Свой путь к народу у Пьера Безухова. Молодой граф ставит перед собой “вечные” вопросы: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?..” Пребывание на Бородинском поле, а затем в плену переворачивает жизнь Безухова.
Он видит небывалую стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию солдат и офицеров, наблюдает, как разгорается на лицах людей та “скрытая теплота патриотизма, которая захватит и его. Особое влияние оказала на него встреча с Платоном Каратаевым. Для Пьера он “олицетворение всего русского, доброго и круглого”, он естествен, как родная природа.
Безухов всей душой воспринял его крестьянскую “философию”, “роевое” начало жизни.
Итак, путь “вниз” для лучших людей России оказался путем единения со своим народом и привел к понимаю того, что личность может состояться только как часть народа, а не отдельно от него. Князь Андрей, к несчастью, не успел, а Пьер осознал, что его личность не растворяется в массе, а обогащается, черпая новые силы в своем народе.
“Поиски мысли” и жизненный опыт героев Толстого убеждают, что личность отдельного человека, если это настоящий человек, воплощает черты национального характера и народной судьбы. Так думает гениальный автор “Войны и мира”, и жизнь многократно подтвердила, что он прав.
Народ и личность – одна из главных проблем романа “Война и мир” Л. Н. Толстого