МУЗЫКА ТЮТЧЕВСКИХ СТРОК (по поэзии Ф. И. Тютчева)
Поэзия – это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, природе, родине. Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг, поэзия проникает в самые тайные уголки души человека. Некрасов называл Ф. И. Тютчева “первостепенным поэтическим талантом”, а Тургенев писал: “Тютчев один из самых замечательных русских поэтов; мы скажем более: …Тютчев, принадлежащий к поколению предыдущему, стоит решительно выше
Лирика Тютчева – философская. Его стихи философичны по глубине, по темам: жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Мысли и чувства поэта лишены абстрактности, их пробуждает только конкретная жизнь, и поэзия Тютчева – не провозглашение окончательных истин, не сообщение об итогах поиска, а сам неостановимый поиск. Тютчев – поэт-философ, лирик-мыслитель, он шел не от идеи к явлениям жизни, а от действительности, которая пробуждала мысль, наполняя ее своим содержанием.
“Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле”, – говорил Тютчев. Ни один русский человек не может остаться равнодушным к красоте окружающего мира. В “Весенней прозе” в каждой строфе звучит праздничная музыка весны: “Первый гром грохочет”, “гремят раскаты”, “все вторит… громам”, “птичий гам”. Создается впечатление веселья в природе, игры, забав: “Резвяся и играя, грохочет гром”, гром “весенний, первый”, ему все весело вторит. Вот как чудесно Тютчев описывает морской пейзаж:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Всю лирику Тютчева пронизывает идея слияния человека и природы. Поэт решительно выступает против тех, для кого природа – всего лишь “слепок” и “бездушный лик”, лишенный внутренней жизни, кто не способен откликаться на зов матери-земли, кто остается глух к зову человеческого сердца, кто не в состоянии сочувствовать, сопереживать и любить. Для Тютчева природа – такое же одушевленное, разумное существо, как и человек:
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.
У Тютчева красота и праздничность, великолепие природы, ликование ее и людей взаимосвязаны. Создавая вдохновенные стихотворения, поэт рисует картины природы и размышляет о загадках мироздания, вековечных вопросах человеческого бытия.
Поэт открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от человеческого глаза явлений, показывая неисчерпаемость и загадочность земного и космического мира, подчеркивая приоритет природы в отношениях между ней и человеком:
С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? никто не знает ныне –
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой.
Столетье за столетьем пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса.
В стихотворении “В душном воздухе молчанье…” в первых трех строфах изображается приближение грозы, в трех остальных – душевное волнение девушки, ощущающей наплыв незнакомого ей чувства любви. Еще органичнее, в виде “двух проявлений стихии одной” показано тождество природы и человека.
Гармония в природе у Тютчева обнаруживается даже в “стихийных спорах”: вслед за бурями и грозами всегда наступает успокоение, озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Бури и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще всего оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность. Тютчев живо, грациозно и верно изображает природу, наверное, потому, что прекрасно понимает ее, потому, что ему доступны ее тайные, неуловимые черты и оттенки. Стихотворения Тютчева очень коротки, но ни к одному из них нечего добавить, каждое слово точно и метко. По словам Некрасова, оттенки в произведениях Тютчева “расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше”. Слова Некрасова подтверждает стихотворение Тютчева “Утро в горах”:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой…
Тютчеву знакомо чувство трепетной любви и нежности к любому деревцу, цветку, былинке, выросшим на земле его предков, на земле, где родился поэт. Наверное, именно эти чувства побудили поэта написать стихотворения “Есть в осени первоначальной…”, “Чародейкою Зимою…”, “Первый лист”. От стихотворения “Весенние воды” веет свежестью и ободряющей силой:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Поэзия Тютчева – это человеческое “я” со своими вечными вопросами перед лицом мира, прежде всего перед лицом природы. Но тютчевская лирика – не просто лирика пейзажей. В тютчевской поэзии читатель всегда оказывается перед целым миром.
Поэт умеет за каждым явлением природы ощутить всю ее колоссальную и загадочную жизнь и в свете дня, и во тьме ночи, и в страшном хаосе, и в прекрасной гармонии.
В стихотворениях Тютчева настолько обнажена душа поэта, что по ним можно определить, находится ли автор в состоянии внезапно нахлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения:
О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Стихотворения о любви в лирике Тютчева проникнуты глубочайшим психологизмом, настоящей человечностью, благородством, прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний.
Строки, возникшие из-за самого большого чувства в жизни поэта – любви к Е. А. Денисьевой, по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеют равных не только в русской, но и в мировой любовной лирике:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
“Денисьевский цикл” – это роман в стихах, в котором с необыкновенной силой и полнотой раскрывается трагедия любви, проявляется потребность человека в счастье и ограниченность человеческих возможностей его достижения.
Лучшие стихотворения любовной лирики Тютчева замечательны тем, что в них индивидуальное, личное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого:
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Эти строки посвящены второй жене Тютчева – Эрнестине Федоровне, которая, наблюдая роман своего мужа, сохранила самообладание, достоинство и любовь к поэту. На склоне лет поэт понял это и оценил, что ушло из его жизни со смертью жены:
Любима ты, и так, как ты, любить
Нет, никому еще не удавалось!
О, господи!.. И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Философская основа не делает лирику поэта абстрактной.
Тютчев превосходно умеет воссоздавать “пластически верные”, по словам Н. А. Некрасова, изображения внешнего мира. Пользуясь многообразием красок своей поэтической палитры, прибегая к словесным полутонам и оттенкам, поэт вызывает у читателя точные и зримые образы, превосходно передает в стихотворениях жизнь природы, вечную смену ее явлений. Эту жизнь Тютчев улавливает в бурном гомоне вешних вод, трепете молодых березовых листьев, переливах зреющих нив, блеске движений моря, томном, легком шелесте осенних деревьев.
МУЗЫКА ТЮТЧЕВСКИХ СТРОК (по поэзии Ф. И. Тютчева)