Огонь, качаемый волной В просторе темном океана… Что мне до звездного тумана, До млечной бездны надо мной! И. А. Бунин Иван Алексеевич
Бунин был страстно влюблен в жизнь, в многообразие ее проявлений. Воображению художника претило все искусственное, заменяющее естественные порывы человека: радости и горести, счастье и слезы. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель показывает несостоятельность искусственной регламентации жизни, полный крах любых попыток заменить живую стихию какими-либо условными рамками, заставить ее
Да, все это очевидный абсурд, но есть круг лиц, считающих себя всесильными. Они накопили определенный капитал и считают себя вправе распоряжаться всем и вся. К таким людям писатель относит и своего героя – господина из Сан-Франциско.
Он сам привык жить по некогда составленному образцу, и теперь, достигнув материального благополучия, хочет все вокруг заключить в удобные для себя рамки. Но окружающая жизнь намного богаче и многограннее, чем человек может о ней судить. Ее нельзя ограничить своим мирком, она стихийно прорывается то непредусмотренной погодой, то чрезмерно буйным проявлением стихии, когда швыряет утлый пароходик по волнам, мешая комфорту господина из Сан-Франциско и его семьи. Все это “портит жизнь”, мешает полноценно наслаждаться заслуженным отпуском. “В день отъезда,- очень памятный для семьи из Сан-Франциско! – даже и с утра не было солнца.
Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря. Капри совсем не было видно – точно его никогда не существовало на свете. И маленький пароходик, направлявшийся к нему, так виляло со стороны в сторону, что семья из Сан-Франциско пластом лежала на диванах в жалкой кают-компании этого пароходика, закутав ноги пледами и закрыв от дурноты глаза”. Можно попытаться отгородиться от жизни прекрасными апартаментами, закрыть окна от свежего ветра, но не уйти от судьбы. Она предначертана свыше, ее не обманешь и не перехитришь.
В самом начале путешествия происходит “незапланированная” смерть героя. Мне кажется, Бунин с иронией называет его “господином”. Никакой он не господин, а раб Божий, подвластный общим законам мироздания. И сколько бы ни пыжился, считая себя “хозяином жизни”, оказался таким же смертным, как и остальные, перед которыми чванился и кичился своим богатством, претендуя на исключительность.
В конце рассказа писатель показывает полный крах подобных притязаний на исключительность. Человек – составная часть природы, он подчиняется ее общим законам, а не наоборот. И любая попытка изменить порядок мироздания обречена на провал. Очень интересно построен рассказ.
Вначале кажется, все за регламентировано и подчинено воле самодовольного человека, но на протяжении рассказа писатель показывает жизнь, которая, как вода в половодье, неудержимо разливается, легко преодолевая условные рамки, и в конце – это обширный океан, торжествующий свое могущество и силу.
Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”