Вопросы и ответы к рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”

Как вы понимаете слово “судьба”? Приходилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?

Словари толкуют судьбу в разных значениях. Наиболее распространены следующие: 1. В философии, мифологии – непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Божественное провидение, Божественную волю.

С этой точки зрения вера в судьбу

как в безличную силу исходит от суетности человека. Мне близко несколько эклектичное понимание судьбы как закономерной предопределенности свыше жизни отдельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справедливость афоризма “Человек – кузнец своего счастья” . Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собственных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопролития, неудачные, не достигающие целей реформы.

И все это наряду с теми огромными талантами, которыми судьба даровала нашу землю и которые помогают выживать даже в самых сложных обстоятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.

Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистических позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональное мастерство – и тогда судьба будет благосклонной.

В кратком словаре синонимов русского языка слову “судьба” даны такие синонимы: “доля”, “удел”, “жребий”, “участь”, “предопределение”, “рок”, “фатум”. Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?

Слова “фатум”, “рок” означают неизбежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные “роковой”, “фатальный” с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются синонимы “участь”, “удел”. “Жребий” может быть счастливым, он как бы выигрывается тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благосклонность. “Предопределение” звучит торжественно, может быть как выражение благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому народу Божественными силами. “Судьба” же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счастливце баловень судьбы, можно определить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию “доля”, но словосочетания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.

Как вы понимаете название рассказа “Судьба человека”? Почему не “Судьба Соколова”? Попробуйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.

В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова “судьба”. В годы тяжелых испытаний для всего советского народа, в период Великой Отечественной войны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его современников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского плена, потерю близких, погибших на передовой и в тылу, людей, не сломленных духовно и физически, пытавшихся и с успехом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть полезным “на всю оставшуюся жизнь”. Таков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вышедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стремящийся поддержать только что начавшуюся жизнь сироты Вани.

С другой стороны, в рассказе перед нами предстает трагическая в самом высоком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверждающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл – вот судьба настоящего человека.

Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.

План

Встреча рассказчика с Андреем Соколовым и Ваней. Начало повествования. Довоенная жизнь героя. Прощание с семьей. Пленение.

В церкви. Побег. Противостояние Соколова и Мюллера. Подвиг и освобождение. Известие о гибели семьи.

Вести о сыне. Гибель сына. Встреча с Ванюшкой.

Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.

Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуациях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противниками. Несомненно, в этом отношении показателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед человеческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гордым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: “рассмеялись”, “поглядывают вроде помягче”. Кульминацией жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Однако трагические события, и в этом особенности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он теряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы.

Может, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба человеку? “И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим”. Таким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет началом новой жизни и новой судьбы Андрея Соколова.

Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соколова.

В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очерка по предлагаемому плану. Можно предложить свое видение внешности героя, основных эпизодов рассказа, характеристики Андрея Соколова.

Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи.

Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, простого рабочего человека, плоть от плоти человека Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоциональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольклору.

Разговорная народная речь помогает рассказчику выразить свою иронию по отношению к врагам, например, Соколов так рисует гитлеровского инженер-майора: “В заду плечистый, как справная баба”. Таков рассказ о знании Мюллером русского языка и русского мата.

Трагические моменты также окрашиваются разговорной народной речью -“друзья-товарищи”, “поскорбел душой”, “горючая слеза”, “последний путь”, “за что же ты меня, жизнь, так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке” и др.

В композиции рассказа Андрея Соколова можно выделить приемы, свойственные русскому фольклору: зачин, присказки, параллелизмы, повторы, обрамления. Все это подчеркивает, что темой рассказа Шолохова является судьба многострадального русского человека.

Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова “Судьба человека”?

В рассказе “Судьба человека” М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше такой человек мог быть только отрицательным героем, не достойным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского национального характера.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Вопросы и ответы к рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”