А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили в период героической борьбы русского народа против Наполеона, во время революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантами русского народа. Высокообразованный и интеллигентный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Писатель
Личность и мировоззрение Грибоедова отразились в комедии “Горе от ума”. В ней автор выступает против самодержавно-крепостнического строя. В образе Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал революционера, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.
Чацкий – молодой, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он выходец из небогатой дворянской семьи. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был “с министром знаком”, но бросил службу, не желая “прислуживаться”. Он гневно протестует против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии “Горе от ума” он показан во враждебном окружении. Вокруг царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.
Грибоедов изобразил все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные круги. Поэтому “Горе от ума” дает широчайшую картину жизни русского дворянства начала XIX века.
Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, службу. Сам Фамусов – богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва, которая ценит в людях лишь чины и богатство. “Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”, – говорит Фамусов. И далее” добавляет:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячи две родовых,
Тот и жених.
К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На что Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он считает, что нужно служить “делу, а не лицам”.
Чацкий ценит таких людей, которые “не торопятся записаться в полки шутов”. Ярким примером такого “шута” является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшим угождать “всем людям без изъятья”. Еще отец учил его этому: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была! Все в Молчалине: поведение, слова – подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать карьеру, “не разбираясь в средствах”. Он неискренен в отношениях с Софьей, которую любит “по должности”. Чацкий с горечью говорит: “Молчалины блаженствуют на свете!”. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Если Фамусов считает: “подписано, так с плеч долой”, то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли:
Довольно счастлив и в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Скалозуб – носитель типичных черт реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!” – так характеризует его Чацкий. Скалозуб – враг просвещения и науки. “Ученостью меня не обморочишь”, – говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, “а книги сохранят так: для больших оказий”.
Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”, – говорит Фамусов. А богатая старуха Хлестова, рассуждая об образовании, заявляет:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев…
Образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и прочие – типичные представители московского общества тех лет. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое,
Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это “пустое, рабское, слепое подражанье”. Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий обращается к обществу с призывом:
Воскреснем ли когда от чужевластъя мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев!
В этих словах призыв к борьбе за национальное достоинство.
Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью – умную, красивую и чистую девушку. Воспитание француженок-гувернанток привило ей ложные идеалы, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ко лжи и лицемерию. Все ее природные качества не могли получить в фамусовском обществе развития. Она полюбила проходимца Молчалина и жестоко обманута в своих чувствах. Чацкий же по-настоящему любит Софью: “Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног”. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит: Другой найдется, благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный.
В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров. “Мильон терзаний”). Софье, по заключению Гончарова, “тяжелее даже Чацкого”.
Главный герой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто?” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших “и честь и жизнь… не раз” на “борзые три собаки”. Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от всего косного и отсталого. Он призывает бороться с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть Россию просвещенной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии.
Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протеста в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии “Горе от ума”. В. Г. Белинский писал: “Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства… Какие типические характеры; какой язык, какой стих – энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!”.
Комедия “Горе от ума” и сейчас сохраняет свое значение. Ее показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем. Автор выступил против всего косного и ничтожного, отстаивая передовое и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, и хочется, чтобы барская Москва Грибоедова навсегда осталась в прошлом.
МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ А. С. ГРИБОЕДОВА ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”