“Евгений Онегин” – одно из лучших про- изведений русской литературы девятнадца- того века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сенти- ментальность Татьяны, ее духовная возвы- шенность, чистота, способность сопережи- вать и понимать то, чего не видят другие, влечет к ней. Именно тонкий внутренний мир делает Татьяну особенной, неповтори- мой. Пушкин искусно пишет портрет своей любимой героини.
В нем нет четкого описа- ния внешнего облика, но зато во всей красе отражается ее душа: Дика, печальна, молчалива,
Пейзажи, на фоне которых протекают события, достраивают, дополняют состояния, чувства героини, прекрасно выражая то, что трудно описать словами. Татьяна романтична и сентиментальна… Ее влекут романы, заме- няющие ей недостаток душевного общения, дающие пищу для ее ума и воображения; представление о жизни у Татьяны складыва- ется также под влиянием романов.
Для себя она уже создала своего героя, свой идеал. У него черты любовника Юлии Вольмар, Вер- тера, Грандисона. Он не- повторим, своеобразен, благороден, полон осо- бенностей. Когда пришла пора любви, этому идеалу суждено было воплотиться в Онегине.
Что влечет к нему Татьяну? Может быть, не- зависимость, непохожесть на всех, кого она знала раньше? Трудно сказать, что именно. Постепенно Онегин, рыцарь в глазах Та- тьяны, открывается ей с иной стороны – как скептик, реалист, не способный любить . Это мучает ее, она пытается понять своего кумира – и до конца не может. После душевного порыва, выразившегося в страстном, романтическом письме, она по- падает под холодный дождь морализатор- ских сентенций Онегина.
Дуэль перевернула жизнь всех героев ро- мана. Евгений, Ольга покидают деревню. Все это оставляет глубокий след в душе Татьяны, ее характере и судьбе, однако любовь не угас- ла – она жива, но теперь Татьяна поняла, что жить одними чувствами нельзя, не всегда их надо проявлять открыто.
Но время летит. Та- тьяна уже “не дитя”, и по настоянию матери она едет в Москву, где ее уговаривают выйти замуж за генерала. И Татьяна из “нежной де- вочки” превращается в безупречную, изыс- канную “законодательницу зал”.
Ее гордость, благородство, утонченный вкус – подлинны. А неприступность, равнодушие и беспеч- ность – это маска, которую вынуждена но- сить Татьяна под давлением суровых законов света. И хотя, несмотря ни на что, ее чувства живут, наполняют ей сердце, но они спрята- ны, заперты. А в душе она остается прежней Таней, рвется назад: в старый дом, в поля, ле- са, в мир, где она жила, не скрывая своих чувств, где ей не нужна была маска. Но даже в светском окружении она не может сдержать свои чувства к Онегину: Ома его не подымает И, не сводя с него очей, От жадных уст не отымает Бесчувственной руки своей…
И все же, несмотря на всю глубину своих чувств, когда ей “внятно все”, когда она раз- деляет любовь Онегина, Татьяна не может освободиться от мнения своего общества. Она отказывает Онегину. В этом ее трагедия. Трагедия всех героев. Они не понимают друг друга, находясь под гнетом общественных предрассудков.
Почему мне нравится Татьяна? Может быть, потому что мы с ней в чем-то похожи? В ней есть неодолимая потребность чувство- вать, любить, которая встречается теперь все реже и реже. В чем-то я с ней, наверное, не со- гласна, но ее чистота и неординарность натуры, ее способность преображаться, ее духовность меня поражают.
Я многому от нее научилась, пройдя с ней весь сложный, непонятный, в чем- то горький путь. Мы стали настоящими подру- гами, и мне было жаль с ней расставаться.
МОИ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОИ В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”