Общее впечатление от комедии достаточно тягостное, потому что, несмотря на много смешных моментов, единственный достойный человек в ней – Чацкий – оказывается уязвим. Его эмоциональные монологи и обличения в конце пьесы несправедливы, но он уже этого не замечает, потому что потерял возможность судить объективно. Мощь его интеллекта и великодушия оказывается побеждена одной-единственной червоточиной – некритическим отношением к Софье, которая не давала ему никаких надежд и ни в чем его не обманывала.
Можно сравнить судьбу Чацкого с судьбой князя Петра из “Повести о Петре и Февронии Муромских”, не залечившего один-единственный струп. Конечно, Чацкий терпит поражение, но оно не окончательно, потому что он молод и слишком умен для того, чтобы навсегда пасть духом после неудачи. В исторической перспективе за такими, как Чацкий, будущее, хотя им и придется в одиночку утверждать его в постоянном противостоянии со старыми и новыми Фамусовыми.
Комедия называется “Горе от ума”, потому что причиной столь сильных страданий Чацкого явился его пронзительный ум, предельно высвечивающий все недостатки окружающего. Его ум понимал все как есть и не давал своему обладателю спрятаться за иллюзорные представления. Это всегда очень сложно – глядеть на вещи так, как они существуют на самом деле, это причиняет порой тяжелые страдания, потому что эмоции живут образами и представлениями, которые преимущественно развеиваются под мощным прожектором ясного интеллекта.