Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым “хозяевам жизни” стали приходить новые – буржуазные дельцы-предприниматели типа Лужина и Свидригайлова, когда на смену старой морали пришла новая – “возлюби прежде всех самого себя”. Ф. М. Достоевский, как писатель, тонко чувствующий все изменения в обществе, отразил эти перемены в своем романе “Преступление и наказание”.
Главный герой этого произведения – Родион Раскольников – бедный студент
Он задает себе вопрос, почему одни люди, типа Лужина и Свидригайлова, живут в роскоши, а другие, которые гораздо лучше, нравственнее первых, типа Сонечки и Катерины Ивановны, должны умирать от голода и нищеты.
Раскольников понимает, что мир устроен несправедливо. Он хочет изменить существующий порядок вещей, но он понимает, что изменить мир может только человек необыкновенный – “властелин”. Родион Раскольников создает свою теорию, согласно которой все люди делятся на две категории: первая – “властелины”, этих людей очень мало в мире, это те, кто осуществляет прогресс общества, такие, как Наполеон или Ньютон. Их главной задачей является управление остальной массой, “людьми обыкновенными”, как их называет Раскольников. Главной задачей “людей обыкновенных”, как считает Раскольников, является размножение и подчинение “властелинам”.
Ради Какой-либо великой идеи “властелины” могут жертвовать любыми средствами, в том числе и человеческой жизнью. Они могут бросать на погибель миллионы людей, как это сделал Наполеон, и при этом оставаться великими. Раскольников был сторонником того, что великая цель оправдывает любые средства. Он считал себя “властелином”, но он хотел употребить свои возможности и свою власть не ради собственной славы, а ради того, чтобы помочь бедным людям.
Сонечка Мармеладова спрашивает у Раскольникова, что же сделать для того, чтобы помочь “униженным и оскорбленным”, на что Раскольников отвечает: “Что делать? Сломать, что надо, и страдание взять на себя! Свобода и власть, а главное – власть!
Над всеми тварями дрожащими, над всем муравейником”. Раскольников спрашивает себя: “Тварь я дрожащая или право имею?”
Для того чтобы проверить, к какой категории людей он принадлежит, Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Он знает, что у нее много денег. Она очень богата, но все ее деньги пропадают зря, а после смерти она их завещала в монастырь.
Раскольников понимает, что на эти деньги можно спасти не один десяток жизней. Но на самом деле истинной причиной убийства было желание Раскольникова проверить себя и свою теорию, узнать, к какой категории людей он относится, а помощь “униженным и оскорбленным” является для него лишь моральным оправданием. Убив старуху-процентщицу, Раскольников как бы отрезал себя от всего мира, от всех других людей. Он даже не может обнять мать и сестру, так как чувствует, что у него “руки в крови”.
Достоевский шаг за шагом следует за героем, ничего не упускает, показывает каждую мелочь, каждую деталь. Достоевский приходит к выводу, что совершивший столь зверское убийство на основании своей не менее зверской теории человек должен иметь раздвоенный характер, и действительно, Родион Раскольников, с одной стороны, наделен лучшими человеческими качествами, с другой – в нем сосредоточено много отрицательного. Своей бесчеловечной теорией Раскольников поставил себя выше других людей, но этим он оторвал себя от всего общества. Раскольников присвоил себе право “казнить и миловать” – право, которым, как считает Достоевский, обладает только Бог.
Раскольников находится не только вне общества, но и вне веры. Он отрицает Бога, а иначе бы он не совершил этого убийства.
После преступления начинается “наказание” Раскольникова. Очень символично в романе то, что только одна часть посвящена преступлению, а остальные пять – наказанию, причем Достоевский считал, что нравственное наказание гораздо сильнее, чем физическое. Раскольников страдает в большей мере оттого, что он понимает, что в итоге он остался “тварью дрожащей”, и лишь через Сонечку Мармеладову Раскольников смог осознать всю бесчеловечность своей теории, очиститься духовно и нравственно и начать трудный и постепенный путь возвращения к людям.
Мировоззрение Родиона Раскольникова