Работая над произведением, сюжет которого подсказал Пушкин, Гоголь определил объем его: “Вся Русь явится в ней”. Писатель назвал свое произведение поэмой не случайно. Во-первых, образцом воплощения задуманного сюжета послужила поэма “Божественная комедия” Данте. Это определило трехчастную композицию поэмы.
Как Данте показал все круги, которые проходит поэт с тенью Вергилия, так и Гоголь задумал показать круги, уготованные России. Три тома “Мертвых душ” должны были соответствовать трем частям “Божественной комедии”.
Во-вторых, Гоголь создает собирательный образ Родины. Это и есть главный герой “Мертвых душ”. С образом России связано “высокое лирическое движение”.
Как в эпических поэмах Гомера, в “Мертвых душах” рисуется широкая картина русской действительности.
В “Мертвых душах” большое место занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для жанра поэмы. Душу русского народа Гоголь выразил в образе быстро несущейся вперед Руси-тройки.
Все части поэмы объединены мотивом путешествия Чичикова в поисках “мертвых душ”. Само название поэмы, имея реальную основу, носит метафорический характер. “Мертвые души” – это чиновники, помещики, составляющие бездушный мир крепостнической России. Одного за другим рисует писатель помещиков, используя один и тот же принцип построения каждой “портретной” главы. Сначала Чичиков видит усадьбу, состояние хозяйства, господский дом и его интерьер, потом следует портрет и характеристика помещика и, наконец, его реакция на предложение Чичикова купить “мертвые души”. Галерея помещиков построена по принципу разоблачающей градации – нарастания расчеловечивающих, омертвляющих душу признаков. “Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого”: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
Все эти персонажи не развиваются, а предстают как результат – ведь это “мертвые души”, а развиваться может только живое.
В изображении помещиков Гоголь сочетает общее, типичное и индивидуальное, причем акцент делается на типических чертах персонажей. Писатель подчеркивает, что Манилов принадлежит к “роду людей”, каких “много по земле”; Ноздрев “везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане”; “сестру Коробочки можно встретить и в аристократическом доме, а иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”.
Гоголь, рисуя портреты и характеры своих героев, в каждом особо подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведения, которая раскрывает внутреннее содержание. Черты лица Манилова “были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. Коробочка – чистенькая, аккуратная, и все у нее в ящичках, шкатулочках да коробочках.
Собакевич похож на “средней величины медведя”, и каждый предмет е его доме напоминает хозяина. Плюшкин уже настолько расчеловечен, что потерял даже признаки пола: Чичиков долго не мог понять, кто перед ним -“баба или мужик”. Плюшкин – высшая степень деградации, “прореха на человечестве”.
Рисуя галерею образов помещиков, Гоголь показал их духовную пустоту, пошлость, оскудение. Заключив в индивидуальные характеры типичные признаки вырождающегося поместного дворянства, писатель создал типы, в которых отразились и общечеловеческие пороки. Образы приобрели нарицательный смысл.
Манилов – воплощение праздного мечтателя, прожектера, не способного ни на какую деятельность; Ноздрев – лгуна и хвастуна; Плюшкин – скряги.
К галерее помещиков примыкают и губернские чиновники – тоже “мертвые души”, а тема крепостничества смыкается с темой бюрократии и чиновничьего произвола.
Губернских чиновников Гоголь изображает сатирически. В начале поэмы писатель рассуждает о тонких и толстых чиновниках и показывает, что чиновник – это тот же помещик-крепостник: “Наконец толстый, послуживши богу и государю… оставляет службу… и делается помещиком, славным русским барином…” Неудивительно, что суть чиновников та же, что и помещиков, – накопительство, взяточничество, обогащение любой ценой.
Чиновники вместо государственных интересов блюдут личные. Они грабят и государство, и просителей и единодушны в стремлении пожить за счет “нежно любимого ими Отечества”. Без взятки к чиновнику уже не подойдешь. Председатель палаты предупреждает Чичикова: “… чиновным вы никому не давайте ничего…
Приятели мои не должны платить”.
Губернское чиновничество – это люди “более или менее просвещенные: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, Кто даже и совсем ничего не читал”. Им чуждо понятие долга и чести. В их обществе процветает “подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость”.
Чиновники ведут праздную жизнь, злоупотребляют своей властью. Во время сделки с Собакевичем потребовались свидетели. “Пошлите теперь же к прокурору, – говорит Собакевич. – Он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты”.
Губернатор вышивание кошельков бисером ценит гораздо выше службы.
Гоголь зло и едко рисует портрет правителя канцелярии. Среди своих подчиненных он -“Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку!”
Писатель создает групповой портрет чиновничества, не делая между ними различия. Произвол творят не только чиновники, но и само правительство. В “Повести о капитане Копейкине” Гоголь завершает характеристику чиновничества образом бездушного сановника, который не только не помог инвалиду Отечественной войны 1812 г., но и выгнал его из города. Губернское чиновничество точно охарактеризовано Собакевичем:
“Это все мошенники… мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет”.
Представителем чиновничества является и Чичиков. Это “рыцарь копейки”, с детства учившийся “делать приращения” к своему капиталу. Став чиновником, он стремится любыми средствами достичь богатства.
Жажда наживы, неразборчивость в выборе средств, моральная нечистоплотность – качества, характеризующие Чичикова и отражающие типичные черты чиновничества в целом.
Чичиков – аферист, натура необыкновенно деятельная. Он смело вторгается в жизнь, ищет любые способы обогащения. Он делец и хищник, плут и приспособленец.
Во имя достижения цели Чичиков способен на любое мошенничество.
Но Гоголь подчеркивает, что внешне это весьма благопристойный человек. Он хороший психолог, умеет угадать слабые струны в человеке и сыграть на них.
Он, как хамелеон, постоянно меняет свой облик и поведение, приспосабливаясь к тому, с кем разговаривает. Недаром и внешний облик его какой-то неопределенный, текучий. “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод”.
Гоголь подчеркивает, что в Чичикове нет ничего необыкновенного. Он – закономерное порождение общества, в котором практическая сметка и целенаправленная энергия – замечательные качества человека – получают искаженную, ложную направленность, и человек превращается в подлеца.
По словам самого Гоголя, он дерзнул отобразить современные ему “раздробленные, повседневные характеры”, очертил “в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”.
“Мертвые души” – поэма о “всей Руси”