Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне – не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и “рабы”. О последних хочется поговорить отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими
По положению, но и по своей психологии. Таков дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино:
У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена – раба любимая…
Он молится: Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Близки к холопам Клим и Ипат – люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина – князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:
Ан служба должность подлая!
Гнусь человек! – Не бить его,
Так уж кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождение восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ дается в подтверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предателя – самый тяжелый грех:
Все прощает Бог, а Иудин грех
Не прощается.
Ой мужик! мужик! Ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Этим он дает понять, что крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц и разбойников, а хуже всего – предателей. Реформа 1861. года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана…
На примере семи правдоискателей, отправившихся в путь в поисках счастья, и других героев поэмы Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. В этих людях пробуждается протест против своего нищенского положения, и они не смирятся с такой участью. Недаром поэт написал с надеждой:
Рать подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
“ЛЮДИ ХОЛОПСКОГО ЗВАНИЯ” В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” (вариант 1)