В лирическом наследии Лермонтова содержатся прогрессивные идеи, высокие гуманистические и патриотические чувства. В его произведениях “Смерть поэта”, “Как часто пестрою толпою окружен…”, “Прощай, немытая Россия” предмет беспощадной критики и отрицания – реакционная часть русского общества: придворные круги всех рангов, жандармерия и высший свет, “завистливый и душный”. В “Думе” содержится горький упрек мыслящим людям, которые не принимают устоев самодержавно-крепостнического строя, но “старятся в бездействии”.
В лирике Лермонтова вырисовывается и другой образ России, России народной, демократической. Взоры поэта обращены к простым людям. Ему дорог бесхитростный солдат-артиллерист, крестьянский быт, избы, “покрытые соломой”, поля и луга необъятной родины. Стихи Лермонтова зрелой поры свободны от “блесток” и “ложной мишуры”.
В них – мучительные раздумья о России и ее народе.
В стихотворении “Пророк” Пушкин рисует образ поэта-пророка, готовящегося “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтов в одноименном стихотворении показывает пророка в действии. Путь проповедника истины тернист и опасен. Нужно обладать немалым мужеством, чтобы порицать в людях “злобу и порок”, проповедовать “любви и правды чистые ученья”.
Таким гражданским мужеством обладали Пушкин и Лермонтов, которые своим творчеством прокладывали путь правдивой, реалистической русской литературе.