Он был рожден для них, для тех надежд,
Поэзии и счастья… но, безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил и Бог не спас!
М. Лермонтов
Лермонтов – мой самый любимый поэт. В детстве трагизм его стихотворений был непонятен мне и волновал только интонацией, глубокой мелодичностью. Теперь же, лучше узнав его творчество и жизнь, эпоху, когда он творил, я, кажется, понимаю его и люблю еще больше. Мне нравятся не только грусть и лиричность, но и гуманизм его произведений.
Страстность,
После восстания декабристов в стране наступила николаевская реакция. Настроение
подавленности охватывало лучших людей, а ограниченность и серость мышления стали
как бы определяющими в обществе. “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”, – с горечью отмечает поэт. Глубоко-глубоко в недрах общества зрели
новые силы, но внешне всюду господствовали муштра, казарма, единообразие. Скованный военной дисциплиной, Лермонтов почти физически ощущал гнетущую атмосферу в обществе.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
…И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,-
Такая пустая и глупая шутка…
Неспособность его поколения приложить к чему-нибудь деятельному свои силы, столь блестяще показанная в образе Печорина, – также тема его стихотворений “Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен…”, “Гляжу на будущность с боязнью…” и многих других.
Горюя о трагедии своего поколения, он сравнивает его с тощим плодом, не ко времени
созревшим, который “ни вкуса нашего не радует, ни глаз”.
Однако сам Лермонтов напряженно ищет выхода из этого тягостного состояния. Его лирический герой – это думающий человек, ищущий себя, но перед ним стена непонимания и несвободы, о которую он бьется. Тогда рождается удивительная красота слов.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…
Лермонтов так же, как и поэт, живший много позже, мог бы сказать о себе: “Много дум я в тишине продумал, много песен про себя сложил”. И за всеми этими “песнями” встает мечущаяся душа, которой тесно, душно в затхлой атмосфере внешне блестящего столичного общества. Встает и фигура вечного странника, вновь и вновь возвращающегося “с милого севера” под пули горцев…
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Но, может быть, еще больше поведал поэт о себе в стихах, казалось бы, далеких от фактов его биографии. Разве не о себе сказал он: “До срока созрел я и вырос в отчизне суровой”?
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
“Пророк”
Как выражение многих личных чувств и мыслей явился образ Печорина. “Герой Нашего
Времени, милостивые государи мои,., это портрет, составленный из пороков всего
нашего поколения, в полном их развитии”, – писал он в предисловии к роману. Обладая
большим умом, наблюдательностью, сильной натурой, Печорин под влиянием
действительности превращается в холодного, пресыщенного, разочарованного человека. Он не ценит чужих чувств. Осуждая Печорина, автор как 1 бы говорит читателю: “А каковы-то вы сами?” За некоторыми ‘ словами и мыслями этого литературного героя виден сам Лермонтов.
Он тоже порою так остро чувствовал свою ненужность стране.
Сам офицер, Лермонтов часто описывал сражения. Как прославление могущества Отчизны, как высшей марки патриотизм , как прекрасный образец батальной поэзии видится мне “Бородино”. Кажется, сам автор вместе с молодым солдатом завидует дяде.
Он, участник многих сражений и стычек, остро чувствовал, как отличается та война от Кавказской.
Мне кажется, что вершиной поэтического мастерства поэта выступает поэма “Демон”; недаром Лермонтов так долго над ней работал. Главный герой произведения, “печальный
Демон, дух изгнанья”, выражает чувства и мечты Лермонтова. Но в своем гордом
презрении Демон не находит возможности разбить оковы, и поэтому он одинок так же,
как чувствовал себя одиноким поэт. Но в своем одиночестве Лермонтов ни разу не
отступил от гордой ненависти к тирании, ничем не пожертвовал из принципов, сохранил
человеческое достоинство.
Лермонтов о времени и о себе