ДОН-ЖУАН
Опера в двух актах1
Либретто Л. да Понте
Действующие лица:
Дон-Жуан Командор Донна Анна, его дочь Дон Оттавио, жених донны Анны Донна Эльвира Лепорелло, слуга Дон-Жуана Церлина Мазетто | Баритон Бас Сопрано Тенор Сопрано Бас Сопрано Бас |
Крестьяне, крестьянки, музыканты и слуги.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане, дерзком искателе приключений,
Неоднократно использовали эту тему и музыканты – в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка “Дон-Жуан”; известен также целый ряд опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон-Жуане получала разную трактовку. В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон-Жуан охарактеризован как преступный, грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие.
Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты – бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали.
После огромного успеха “Свадьбы Фигаро” в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет “Дон-Жуана”. К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Для венской постановки в музыку оперы автором были внесены некоторые изменения. Либретто, написанное Л. да Понте на итальянском языке, выдержано в комедийном плане.
Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.
Дон-Жуан Моцарта – образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: Моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии. Остальные персонажи оперы – неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто – занимают подчиненное положение.
Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.
МУЗЫКА
Моцарт назвал свою оперу “dramma giocosa”, что означает “веселая драма”, или, в свободном переводе, трагикомедия. Название это подчеркивает своеобразие произведения, в котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. Эта особенность придает опере большую жизненную правдивость. Мастер музыкально-психологической характеристики, Моцарт ярко и выразительно рисует в ариях чувства своих героев, а их взаимоотношения, порой тонкие и сложные, раскрывает в многочисленных ансамблях.
Драматургия оперы строится на сопоставлении противоположных начал – радости, света и рокового возмездия, бурлящего потока жизни и холода смерти, воплощенных в образах Дон-Жуана и командора.
На контрасте мрачного, трагического вступления и брызжущей весельем следующей за ним части основана увертюра.
В первом акте – быстрое чередование различных эпизодов. Небольшая шутливо-грубоватая ария Лепорелло “День и ночь изволь служить” рисует образ этого комического персонажа. В музыке драматического терцета одновременно воплощены тяжелое раздумье Дон-Жуана, прерывистая речь умирающего командора, испуг Лепорелло.
Бурной, страстной взволнованностью насыщена ария оскорбленной Эльвиры “Где он, узнать решила”. В обращенной к Эльвире арии Лепорелло “Вот извольте” комическая скороговорка сменяется плавным, нежно-вкрадчивым менуэтом, пародирующим обольстительные речи Дон-Жуана. Красота мелодики и выразительность отличают дуэт Дон-Жуана и Церлины “Ручку мне дашь свою ты”; мягкая, обволакивающая чувственной прелестью речь Дон-Жуана звучит все настойчивее, в то время как все более робкими становятся музыкальные фразы колеблющейся Церлины.
Возвышенно-благородный склад души донны Анны раскрывается в арии “Теперь нам известно”.
Развитие второго акта связано с непрерывным нарастанием напряжения. Ария Дон-Жуана “Чтобы кипела кровь горячее” впечатляет блеском и жизнерадостностью; танцевальное движение, четкие контуры легкой стремительной мелодии передают кипучее веселье, охватившее Дон-Жуана, его страстную любовь к жизни. Ария наивной и лукавой Церлины “Ну, прибей меня, Мазетто” пленяет изяществом мелодики.
Центральный эпизод акта – сцена бала, где голоса действующих лиц сочетаются с одновременным звучанием трех инструментальных ансамблей, играющих менуэт, контрданс и лендлер. В большом секстете, завершающем акт, гневному напору голосов мстителей отвечают короткие реплики смущенных Дон-Жуана и Лепорелло.
Третий акт распадается на две части.2 В первой преобладают комические, бытовые эпизоды; во второй обнажаются контрасты, усиливается трагический план “веселой драмы”. Терцет Эльвиры, Дон-Жуана и Лепорелло замечателен широтой мелодического дыхания вокальных партий и оркестрового сопровождения. Простая и плавная песенная мелодия лежит в основе серенады Дон-Жуана, которую он поет под аккомпанемент мандолины. Секстет – развернутая сцена, полная движения и выпуклых контрастов.
В сцене на кладбище грозные возгласы командора вторгаются в беззаботную речь Дон-Жуана и торопливую скороговорку перепуганного Лепорелло, создавая ощущение беспокойства близости развязки. Радостное настроение Дон-Жуана в начале последней картины подчеркивает исполняемые сценическим оркестром отрывки из модных во времена Моцарта опер, в том числе и из “Свадьбы Фигаро” . Эпизод появления статуи командора вносит в музыку мрачный колорит; зловещая бесстрастность его фраз оттеняется грозным звучанием тромбона. В светлых тонах выдержан заключающий оперу секстет.
1 Ныне опера идет в трех актах. Так далее излагается ее сюжет и музыка.
2 В некоторых современных постановках эти две части образуют два самостоятельных акта – третий и четвертый.
Краткое содержание Вольфганг Амадей Моцарт. Дон-Жуан