Моцарт и Сальери как типы художников, разрастание страсти, одержимость старостью, которые делают человека преступником

В трагедии “Моцарт и Сальери” индивидуализм приводит талантливого композитора Сальери к преступлению – убийству своего гениального друга Моцарта.

Преступление Сальери – идейное преступление. Он убивает Моцарта во имя дорогих ему жизненных принципов, но сами принципы глубоко ложны и безнравственны. Как и скупой рыцарь, Сальери весь в себе.

Ему все чуждо в мире, кроме музыки.

Отринув от себя многообразные жизненные впечатления, Сальери весь погрузился в сферу музыки, где он “достигнул степени высокой”. Но жизнь мстит

ему: вдохновение приходит не часто. Он вынужден идти в музыке за другими, и, главное, любит не музыку, а самого себя в ней. Сальери убежден, что музыка принадлежит только избранным.

Он чувствует гениальность своего друга и не может примириться с тем, что тайны искусства открыты праздному гуляке. И вот он решает распорядиться судьбой Моцарта, считая, что упорным трудом заслужил право быть высшим судьей. “Долг” Сальери вступает в жестокое противоречие с живым чувством к Моцарту, которого он любит. Ему нравится Моцарт – обыкновенный человек, доверчивый, беспечный, простой.

Но такой Моцарт не соответствует представлениям Сальери о жреце и избраннике искусства. Так в его рассуждения входит корыстный мотив “пользы”. В Моцарте-человеке нет пользы для искусства.

Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он там искусство? Нет, оно падет опять, как он исчезнет…

Во имя сохранения своего узкого представления об искусстве и о Моцарте-композиторе он отравил Моцарта-человека. И только потом его озаряет внезапная мысль:

… Но ужель он прав! И я не гений!

Гений и злодейство Две вещи несовместные.

“Долг” Сальери перед искусством оказался ложным, а сам он стал преступником. Эта трагедия, связанная с образом Моцарта, имела для Пушкина глубокий личный философский смысл. Ее философское содержание – в убежденности Пушкина, что искусство творит добро, что оно гуманно.

Пушкин утверждает торжество солнечного, жизнерадостного искусства Моцарта. Для его героя жизнь и искусство нераздельны. Если искусство питается живыми соками действительности и обращено к людям, оно плодотворно и прекрасно. Эта мысль дорога Пушкину, пролагавшему путь реалистическому искусству.

К 30-м годам пушкинский реализм достиг своей полной зрелости. В болдинскую осень Пушкин подвел итоги предшествующему творчеству и уже наметил свой новый путь…



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Моцарт и Сальери как типы художников, разрастание страсти, одержимость старостью, которые делают человека преступником