МОЦАРТ И САЛЬЕРИ
Драматические сцены А. С. Пушкина
Действующие лица:
Моцарт Сальери Слепой скрипач | Тенор Баритон Без пения |
Во второй сцене закулисный хор .
Место действия – Вена.
Время – конец XVIII века.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В начале 1897 года Римский-Корсаков положил на музыку небольшую сцену из “маленькой трагедии” Пушкина “Моцарт и Сальери”. Летом композитор написал еще две сцены, а в августе
“Лучшей биографией Моцарта ” назвал А. К. Лядов пушкинскую трагедию. Содержательность ее мыслей при лаконизме изложения поразительна: здесь поэтически точно и рельефно воссоздан облик великого музыканта, поставлены важные вопросы о сущности искусства, о роли этического начала в нем, охарактеризован творческий процесс художника. “Какая глубокая и поучительная трагедия, – восторженно писал о ней В. Г. Белинский. – Какое огромное содержание и в какой бесконечно художественной форме!” Помимо того, она свидетельствует и многосторонних познаниях поэта: он отлично знал творческую судьбу Моцарта. Известна ему была и биография его старшего современника итальянского композитора Антонио Сальери, жившего в Вене. Смерть Моцарта, его похороны до сих пор окутаны романтической тайной, что дало пищу для различных толкований причин, приведших его к гибели.
Среди них бытовала и окончательно еще не опровергнутая версия о том, будто Моцарта отравил Сальери. Пушкин воспользовался этой версией: его увлекла мысль противопоставить гению, которому все подвластно, мучительные сомнения завистливого соперника.
Пушкинская драма, шедевр высокой поэзии, законченная в 1830 году , неоднократно ставилась на сцене .
Римский-Корсаков преклонялся перед Пушкиным. Особенно пленяла его мудрость поэта в прославлении оптимического, этически совершенного начала в деятельности человека. Сам композитор стремился отразить в своей музыке светлые стороны жизни. Неудивительно поэтому, что его привлек лучезарный облик Моцарта.
Вместе с тем одной из ведущих тем творчества Римского-Корсакова явилось воспевание могучей созидательной силы искусства. Так возник образ благородного Левко в “Майской ночи” , или пастуха Леля в “Снегурочке” , или гусляра Садко в одноименной опере. Разработке этой темы посвящена и “маленькая трагедия” Пушкина.
Обратившись к ней, композитор хотел также решить еще одну, на сей раз специфически музыкальную задачу.
В эти годы Римский-Корсаков особое внимание уделял мелодической выразительности, следствием чего явилось создание около 50 романсов. В той же манере была задумана и опера. “Сочинение это, – указывал композитор, – было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего; сопровождение, довольно сложное, образовалось после, и первоначальный набросок его весьма отличался от окончательной формы оркестрового сопровождения”. Образцом композитору послужил “Каменный гость” Даргомыжского, также выдержанный в ариозно-речитативной манере. Подобно Даргомыжскому, Римский-Корсаков писал музыку на почти неизмененный пушкинский текст . Вслед за ними к “маленьким трагедиям” Пушкина обратились Ц. А. Кюи и С. В. Рахманинов .
В ноябре 1897 года Римский-Корсаков показал “Моцарта и Сальери” у себя на дому. “Всем понравилось. В. В. Стасов много шумел”, – позже отмечал композитор. Публичная премьера состоялась 6 ноября 1898 года на сцене Русской частной оперы . В роли Сальери выступил Ф. И. Шаляпин, имевший большой, все более возраставший успех. Гениальный актер очень любил эту роль и, по его желанию, опера часто давалась русскими музыкальными театрами. .
СЮЖЕТ
Сальери, упорным трудом достигший славы и признания, предается тяжким раздумьям. Его путь к искусству был труден и тернист. Сначала он “поверил алгеброй гармонию”, потом стал творить, добился видного положения в музыкальном мире.
Но покой его нарушен – явился Моцарт. Все легко дается ему, ибо он гений. Мучительно завидует Сальери. К нему приходит Моцарт в отличном расположении духа; с ним старый скрипач, который наигрывал на улице популярные мелодии из его опер. Но Сальери раздражает неумелая игра старика – он гонит его прочь.
Моцарт садится за фортепиано, играет свою новую фантазию. Сальери потрясен ее глубиной, смелостью, стройностью… Решение созрело: Моцарт должен погибнуть – “не то мы все погибнем, мы все, жрецы, служители музыки”…
Сальери пригласил Моцарта отобедать с ним в трактире. Но тот задумчив, пасмурен. Недобрые предчувствия угнетают его. Как-то пришел к нему человек, одетый во все черное, и заказал заупокойную мессу – реквием. И кажется Моцарту, что этот реквием он пишет для себя, что недолго ему осталось жить.
В это время Сальери украдкой бросает яд в его стакан с вином. Моцарт выпивает его, играет отрывок из реквиема, потом уходит. И вновь мучительными сомнениями объята душа Сальери: неужто, как вскользь сказал Моцарт, “гений и злодейство две вещи несовместные?”.
МУЗЫКА
“Моцарт и Сальери” – самая лаконичная опера Римского-Корсакова. Ее отличает тончайшая психологическая разработка образов, что вызывает непрерывную текучесть музыкальной ткани. Однако отдельные эпизоды действия четко обрисованы.
Богатством мелодического содержания отмечена эта опера.
Краткое оркестровое вступление передает сосредоточенно-печальное настроение. Возникает первый монолог Сальери “Все говорят: нет правды на земле! Но правды нет и выше”.
Еще ничто не предвещает трагической развязки: это раздумья человека, прошедшего большой жизненный путь. Центральное место монолога приходится на слова “Я, наконец, в искусстве безграничном достигнул степени высокой” – в этом месте звучит печальный мотив вступления. Приход Моцарта характеризуется более светлой музыкой, которую завершает мелодия арии из Моцартовского “Дон-Жуана” , исполненная уличным скрипачом.
Следующий важный эпизод – фортепианная фантазия, сочиненная Римским-Корсаковым в духе Моцарта. Содержание ее определяется следующими словами: “Я весел… Вдруг: виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое…” Второй монолог Сальери насыщен большим напряжением; под конец звучат драматические эпизоды из фантазии Моцарта.
В оркестровом вступлении ко второй сцене использованы начальные, светлые страницы той же фантазии: так усиливается контраст к последующим эпизодам, в которых все более нагнетается трагический колорит. Зловеще, как приговор Сальери, задумавшему убить Моцарта, звучат слова последнего: “Гений и злодейство две вещи несовместные”. После исполнения отрывка из Реквиема проникновенной теплотой выделяются слова: “Когда бы все так чувствовали силу гармонии! Но нет: тогда б не мог и мир существовать”.
Заключительный краткий монолог Сальери, предельно драматичный, завершается торжественно-мрачными аккордами.
Краткое содержание Николай Андреевич Римский-Корсаков. Моцарт и Сальери