Акмеизм – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие – литературное течение в русской поэзии начала ХХ века, для которого характерно обращение к реальности, возврат к земным ценностям, стремление к особо точному образу.
Аллюзия – стилистический прием, который заключается в использовании намека на известный исторический, политический или литературный факт.
Антитеза – средство художественного изображения, основанное на противопоставлении, контрасте между словами, образами, персонажами, композиционными элементами
Архетип – универсальный образ, мотив или сюжет, который пронизывает всю культуру народа с древнейших времен до современности.
Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай.
Верлибр – стихотворение без определенного размера и рифмы.
Вертеп – народный украинский передвижной кукольный театр, в котором преимущественно ставились произведения на библейские темы и сатирические интермедии.
Вечные Образы – мифологические и литературные персонажи, имеющие всечеловеческое значение и нашедшие многочисленные воплощения в литературе разных стран и эпох. К числу таких образов, например, принадлежат Геракл, Прометей, Орфей и Эвридика, Каин и Авель, Ромео и Джульетта, Дон Кихот, Фауст и др.
“Диалектика души” – глубокий художественный анализ душевной жизни героя во всей ее сложности, противоречивости, изменчивости и динамике.
Диалог разговор нескольких персонажей, во время которого раскрываются их чувства, мысли и намерения.
Жанр – это исторически сложившийся вид литературного произведения с характерными ему художественными особенностями.
Жития – жизнеописания людей, причисленных церковью к лику святых. Такие люди удостаивались церковного почитания и поминовения, составление жития являлось непременным условием канонизации, то есть признанием святости. Например, “Житие Сергия Радонежского”, “Житие святого и благоверного князя Александра Невского”.
Звукопись – в поэзии употребление одинаковых или похожих звуков, которые по своему звучанию напоминают изображаемое явление и тем самым помогают создать нужный образ.
Изобразительно-выразительные Средства Языка – средства художественного изображения в литературном произведении.
Историко-литературный Процесс – процесс возникновения и существования литературно-художественного творчества со времен его основания и до настоящего времени.
Исторические песни – народные музыкально-поэтические произведения, посвященные историческим событиям.
Каллиграмма – визуальная, фигурная поэзия.
Красноречие – область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. Памятники красноречия делятся на два вида: учительное красноречие и торжественное.
Лирический Герой -1) образ, чьи мысли, настроения, переживания и чувства нашли свое отображение в лирическом произведении; 2) Образ поэта в лирике, в котором автобиографические черты сочетаются с элементами художественного вымысла.
Лирическое Отступление – отступление от сюжетной канвы произведения, в котором высказывается прямая авторская оценка событий или героев, его мыслей и чувств по поводу изображаемого.
Мировая Литература – совокупность литературных произведений разных народов, находящихся в определенном взаимодействии: в процессе взаимовлияния, взаимообогащения, полемики, уточнения.
Миф – сказание, которое возникло в глубокой древности и отображает представления древних людей о мире, месте в нем человека, о происхождении всего живого на Земле, о богах и героях.
Монолог распространенное высказывание одного героя, которое не предполагает незамедлительного ответа.
Монтаж – создание единого целого из отдельных частей, подобранных по определенному плану.
Новаторство в литературе – нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций.
Новелла – небольшое по объему прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо необычный случай из жизни одного или нескольких персонажей.
Оксюморон – сжатая и потому парадоксально звучащая антитеза, обычно построенная в виде словосочетания, внутри которого одно слово “опровергает” другое.
“Открытый финал” – финал, который не разрешает основного конфликта произведения и тем самым создает поле разных вариантов возможного завершения сюжета.
Параллелизм – сходное расположение разных элементов речи в смежных частях текста с целью создания единого поэтического образа.
Пейзаж – описание картин природы в художественном произведении.
Персонаж – общее название любого действующего лица произведения, литературный герой.
Портрет – описание внешности персонажа в художественном произведении.
Постмодернизм – совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-1970-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.
Поучение – жанр учительного красноречия. Поучения обычно невелики по объему, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени языке. Поучения имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию.
Пример -“Поучение Владимира Мономаха”.
Поэма-эпопея – Лиро-эпический жанр, основанный на воссоздании исторически важных событий и явлений в жизни народа и сочетающий элементы эпоса и лирики.
Проза – это художественная, логически, а не ритмически организованная речь, поэзия – ритмически организованная речь.
Пьеса-дискуссия – разновидность социально-философской драмы, характеризующаяся постановкой, обсуждением и разрешением вопросов философского или общественного звучания. В пьесе-дискуссии каждый из основных персонажей выступает носителем определенной точки зрения.
Рапсоды – в Древней Греции странствующие исполнители эпических поэм.
Рассказ – небольшое по объему прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа.
Ремарка – сжатый авторский комментарий в пьесе, который указывает на жесты и интонации героев, декорации и другие обстоятельства изображаемых на сцене событий.
Реминисценция – отголосок другого литературного произведения в тексте.
Ритм – одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.
Рифма – звуковые совпадения, созвучия в конце строк.
“Ролевая лирика” – стихотворения, написанные от имени вымышленных героев, в социально-психологическом плане явно не совпадающих с лирическим “я” автора.
Рубаи – жанр восточной поэзии, который представляет собой законченное по смыслу и художественной форме четверостишие.
Сарказм – один из видов сатирического изобличения, едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Сатира – гневное разоблачение изображаемых явлений, которое предполагает использование намеренно заостренных оценок, вызывающих убийственный смех.
Слово – жанр торжественного красноречия. Оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания “Слов” – богословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за культурную и политическую независимость.
Пример -“Слово о погибели земли Русской”.
Социально-психологический роман – разновидность романа, в центре которого – проблема личности и общества, исследование внутреннего мира человека на фоне социальной среды, в которой он живет.
Спенсерова строфа – строфа из девяти строк, зарифмованных по схеме ababbcbcc. Была введена в английскую поэзию Э. Спенсером в “шекспировскую эпоху”.
Стиль писателя – устойчивое единство особенностей его творчества, выражающее определенное содержание и обладающее оригинальностью.
Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке.
Строфа – группа строк с определенным повторяющимся расположением рифм.
Суггестия – навевание определенного эмоционального состояния.
Твердые стихотворные формы – формы, в которых традицией более или менее твердо определены объем и строфическое строение стихотворения, а нередко – и его содержание. К “твердым формам” относятся, в частности, рубай, танка, рондо, секстина, сонет и другие жанры.
Театр абсурда – театр парадокса, “трагедии речи”, театр-эксперимент, требующий импровизации не только от актера, но и от зрителя.
Терцина – строфа из 3-х строк, в которой рифмуются 1-я и 3-я строки первой строфы, 2-я и 1-я, 3-я строки следующей строфы и так до конца поэтического произведения, где, чтобы придать ему законченность, прибавляется еще одна дополнительная строка.
Тоническое стихосложение – это система стихосложения, при которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.
Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы.
Урбанистика – общее название произведений, в которых изображается большой город и воссоздается динамика его жизни.
Характер литературного героя – образ человека в литературном произведении, в котором запечатлены не только индивидуальные душевные свойства, особенности поведения, речи, способа мышления, но и авторское отношение к нему.
Хождения – так назывались произведения, в которых описывались путешествия и паломничества в страны Востока. Например, “Хождение за три моря” Афанасия Никитина, “Хождение Даниила игумена” в святую землю – Палестину.
Хорей – двухсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечетные слоги.
Художественная деталь – средство художественного изображения, которое помогает через определенную выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.
Художественный образ – форма отражения действительности в искусстве: предмет, явление или картина, творчески воссозданные в художественном произведении.
Эзопов язык – особый вид иносказательности, предполагающий наличие некоего “тайного смысла” и часто используемый с целью обойти препоны цензуры.
Эклога – стихотворное повествование или диалог, изображающий бытовые сельские сценки.
Элегия – стихотворение грустного содержания.
Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Эпос – род литературы, в основе которого лежит повествование о событиях.
Юмор – добродушный смех над несовершенством мира, человека, отдельных явлений жизни.
Ямб – двухсложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие последующие четные слоги.
Краткий словарь литературоведческих терминов