Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем указанные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, наконец, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поразительно своеобразным лицом”, относится к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации отбросил на задворки общества. Крестьянский сын, случайно получивший образование, Сорель одержимо стремится социальной
Понимая, что повсеместно царят замаскированные эгоизм и корысть, герой решает овладеть “науку лицемерия”, чтобы воспользоваться ею в борьбе за свою мечту. В романе подробно рассказывается, как Жюльен, “надев мундир, соответствующий духу времени” и натянув маску святоши, упражняется в этой “науке”.
Считая такие действия порядочного от природы Жульена вынужденными, Стендаль возлагает ответственность за них на режим Реставрации. Однако некоторые его современники поняли роман как апологию лицемерия и даже склонны были отождествлять автора с персонажем, побудило писателя для объяснения. “Жульен совсем не такой лукавец, каким он вам кажется, – писал Стендаль в одном из писем. – Некоторые прекращают со мной знакомство на том основании, что Жульен – негодяй и что он – мой портрет. Во времена императора Жульен был бы вполне порядочным человеком, я жил во времена императора. Итак. . “
Итак, недостойные поступки Жюльена обусловлены жизненной необходимостью, созданной правящим режимом. Отсюда у героя не только обожествление Наполеона, но и ощущение того, что он опоздал с рождением и попал в чужую и враждебную ему эпоху.
Он действительно выходец из другой эпохи, той эпохи, подняла к активной исторической жизни все третье сословие, пробудила в нем энергию и стремление к самопознанию личности, сделала доступными для молодых простолюдинов образование и культуру. Представление Жюльена о своих возможностях и надлежащее ему место в обществе происходят из этой эпохи, им же было сформировано и непомерное честолюбие – двигатель его стремлений и действий, а также “романтизм”, о котором пойдет речь позже. Словом, за конфликтом Жульена Сореля со своим временем и обществом стоит масштабный конфликт исторических эпох, постоянно интересовал Стендаля.
И не случайно одно из самых распространенных “расшифровок” названия романа основывается на сравнении и конфликте эпох: красное – символический цвет эпоху революции и наполеоновских войн, черное – униформа священника, в которую обрядился Жульен Сорель – символ эпохи Реставрации и Священного союза.
“Красное и черное” Ф. Стендаля как социально-психологический роман