Соотношение частей в “Мертвых душах” строго продумано и подчинено творческому замыслу.
Первая глава поэмы является своеобразным вступлением. Автор знакомит читателя с главными действующими лицами: с Чичиковым и его постоянными спутниками – Петрушкой и Селифаном, с помещиками Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников.
Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой “благородное” сословие России, “хозяев жизни”. В седьмой-десятой главах мастерски
Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как для литературного жанра.
В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Герцен говорил, что когда читаешь “Мертвые души”, “обдает ужас, с каждым шагом вязнете, тонете глубже.
Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся…”.
В поэму входят внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, в первой главе Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников. “Увы, толстые умеют лучше на этом свет обделывать дела свои, нежели тоненькие”, – пишет автор. В третьей главе дается сатирический портрет некоего правителя канцелярии.
Среди своих подчиненных правитель -“Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!”. В девятой главе Гоголь рассказывает о происшествии, случившемся в селе Вшивая Спесь. Крестьяне “снесли с лица земли… земскую полицию в лице заседателя, какого-то Дробяжкина”.
В десятой главе помещена “Повесть о капитане Копейкине”, который прибыл в Петербург просить “монаршей милости”.
Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России, начиная с забитых крестьян и кончая сановниками. В “Мертвых душах” отразилась вся Русь с ее добром и злом.
Композиция поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя по главам