ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ поэмы “МЕРТВЫЕ ДУШИ”

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ поэмы “МЕРТВЫЕ ДУШИ”

Отсчет в истории создания бессмертного творения Н. Гоголя “Мертвые души” можно начать с 7 октября 1835 года. Этим числом датировано письмо Гоголя к Пушкину: “Начал писать Мертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать с одного боку всю Русь”.

Толчком к началу работы над произведением послужила беседа Гоголя с Пушкиным.

Пушкин благосклонно воспринял небольшой эпизод, прочитанный ему Гоголем, и посоветовал, принимая во внимание его слабое здоровье, приступить к написанию большого сочинения. Кроме того, Пушкин подарил Гоголю собственный сюжет, из которого он сам хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам Гоголя, он бы не отдал никому другому. Пушкин же был и первым человеком, услышавшим первую редакцию “Мертвых душ”, которая, к сожалению, не сохранилась. Начальные главы вызвали неожиданную реакцию поэта: вместо того чтобы смеяться, Пушкин становился все более и более печальным, а в конце произнес: “Боже, как грустна наша Россия!”

Между тем Гоголь продолжает работу над произведением. Писатель убежден в необходимости “глубоко обдумать свои обязанности авторские, свои будущие творения” и обращается к друзьям с просьбой снабдить его конкретным материалом, реальными фактами мошенничества. Довольно сильное впечатление на него оказывает поездка за границу: там он обдумал план произведения и переделал все написанное в Петербурге. Стараясь окружить содержание будущего произведения таинственностью и секретностью, Гоголь в одном из своих писем Жуковскому разрешает объявить всем его название. По мнению исследователей, это был своеобразный рекламный трюк Гоголя, связанный с его новым авторским мироощущением. Гоголь воспринимал “Мертвые души” как главный труд своей жизни, как выражение некоей избранности и высшей предопределенности: “И ныне я чувствую, что не земная воля направляет путь мой”. К тому же после того, как Гоголь узнал о смерти Пушкина. Отныне замысел “Мертвых душ”, направляемый “неземной волей”, воспринимается им как священное завещание великого поэта.

Через три года Гоголь возвращается в Россию, что ознаменовало новый этап в творческой истории “Мертвых душ”, – время регулярных петербургских и московских чтений. Слух о “Мертвых душах” облетает к этому времени всю Россию и возбуждает всеобщее внимание и любопытство к гоголевскому роману. Однако познакомиться с произведением могли только избранные, потому что писатель отказывался печатать отдельные главы еще не законченного труда.

Вскоре Гоголь снова отправляется за границу, где неожиданно на него нападает страшное “нервическое раздражение”, усиленное приступами “болезненной тоски”. После кризиса Гоголь заканчивает работу над первым томом. В то время, когда он еще вносит изменения и переписывает первый том, в голове его уже зарождается замысел второго.

Между тем напечатать первый том долгое время не удается. Более полугода длится цензурная волокита: цензор Никитенко не пропускает в печать некоторые фразы, эпизод о капитане Копейкине, а также меняет название на “Похождения

Чичикова, или Мертвые души”, тем самым акцентируя внимание на авантюрных моментах произведения. Гоголь вынужден идти на уступки, и в результате к 17 мая 1842 года печатание поэмы закончено. Книга не залеживается на полках, при этом отзывы на нее противоречивы.

К. Аксаков сообщал Гоголю: “Литераторы, журналисты, книгопродавцы, частные люди – все говорят, что давно не было такого страшного шума в литературном мире, одни браня, другие хваля”. Работа над вторым томом также начинается за границей. Снова Гоголь обращается к друзьям с просьбой о книгах и материалах. Он накапливает материал для изображения повседневной русской жизни, ее темных сторон и пороков, и для лепки более значительных, позитивных характеров. После пятилетней кропотливой работы над вторым томом Гоголь неожиданно для всех сжигает рукопись, объясняя это так: “Бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого”. Таким образом, неудовольствие автора своим творением сводилось к неубедительности, идеальности изображаемого.

В конце сентября 1845 года Гоголь постепенно выходит из кризисной полосы и возобновляет работу над вторым томом.

На рубеже 1846-1847 годов выходят предисловие ко второму изданию “Мертвых душ” и “Выбранные места из переписки с друзьями”. Доработка и шлифовка текста продолжается очень долго. В этот период Гоголь совершает паломничество в Иерусалим, вернувшись в Россию, проведывает родную Васильевку, посещает Петербург. К середине августа писатель переезжает в Абрамцево, и здесь происходит то, чего давно ждали не только в семействе Аксаковых, но и во всем читающем русском мире – Гоголь предлагает на суд слушателей второй том “Мертвых душ” (несколько первых глав).

Последние месяцы жизни Гоголя были отмечены резкими изменениями его настроения. Иногда отчаяние писателя доходило до такой степени, что из его уст звучали слова о нежелании публиковать второй том в связи с его несовершенством. Под влиянием смерти сестры на писателя находит “страх смерти” – болезнь, от которой умер его отец. Во время болезни Гоголь общается с протоиереем ржевского Успенского собора Матвеем Константиновским и читает ему несколько глав “Мертвых душ”, прослушав которые, последний обвиняет Гоголя в недостаточном благочестии. Гоголь обращается к графу Толстому с просьбой передать его рукопись митрополиту Филарету, чтобы тот проанализировал содержание с духовных позиций. Но Толстой “отказался принять бумаги, чтобы не показать больному, что и другие считают его положение безнадежным”. Тогда Гоголь решает распорядиться рукописью по своему усмотрению.

По словам очевидцев, глубоко ночью, предварительно помолившись, Гоголь сжигает рукопись, а поутру сообщает Толстому: “Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы “Мертвых душ”, которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти”.

Через десять дней после сожжения рукописи, утром 21 февраля, писатель скончался. Весть о сожжении рукописи и смерти писателя потрясла всю Россию. По счастливому стечению обстоятельств, при вскрытии бумаг Гоголя обнаружилась рукопись второго тома. Но вместе с радостным чувством возникло и сомнение, стоит ли печатать найденное. В конце концов, после долгой обработки рукописи, второй том был опубликован. Итак, история создания “Мертвых душ”, длившаяся около двадцати лет, была ознаменована трудной, кропотливой работой автора. К написанию поэмы Гоголь приступил молодым человеком, вошел с ней в пору зрелости и приблизился к последней черте. Произведение стало не только любимой книгой всей читающей России, но и приобрело международное признание.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ поэмы “МЕРТВЫЕ ДУШИ”