Я никому не сделал в жизни зла. Н. А. Некрасов Ирония, от греческого “притворство, насмешка”, достаточно распространенный в нашей литературной классике прием, используемый поэтами и писателями для осмеяния, а в конечном счете искоренения пороков общества и человека. В 50-е годы XIX века, на начальном этапе творчества, Николай Алексеевич Некрасов довольно часто использовал этот художественный метод для того, чтобы в форме отрицания высмеять явления и характеры, достойные этого, подчеркнуть двойной смысл, где истинным будет не прямо высказываемый,
В “Современной оде” ирония подчеркивается и названием стихотворения. Как известно, ода – хвалебная песнь. Так кому же “поет хвалу” автор?
Не обидишь ты даром и гадины, Ты помочь и злодею готов, И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов. В дружбу к сильному влезть не желаешь ты, Чтоб успеху делишек помочь, И без умыслу с ним оставляешь ты С глазу на глаз красавицу дочь. Перед глазами читателей вырисовывается до боли знакомый портрет карьериста-выскочки, который идет к намеченной цели, не разбирая средств – все хороши на этом пути.
Не спрошу я, откуда явилося,
Что теперь в сундуках твоих есть:
Знаю: с неба к тебе все свалилося
За твою добродетель и честь!..
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И – беру небеса во свидетели –
Уважаю тебя глубоко…
Ирония очевидна, ведь если бы автор говорил все это серьезно, он бы употреблял при этом более подходящее в русском языке местоимение “вы” и не был бы так беспощадно прямолинеен. “Колыбельная песня” относится к этому же ряду произведений, где явно виден второй план. Поэт говорит одно, а подразумевает совсем другое, и читатели это прекрасно понимают. Подзаголовок “Подражание Лермонтову” только подчеркивает данную позицию автора. Спи, пострел, пока безвредный! Баюшки-баю…
Подрастешь и мир крещеный Скоро сам поймешь, Купишь фрак темно-зеленый И перо возьмешь. Скажешь: “Я благонамерен, За добро стою!” Спи – твой путь грядущий верен! Баюшки-баю.
Если в первых двух стихотворениях автор нам рассказывает о своих героях, выводя их в “антигерои”, то в произведении “Нравственный человек” мы слышим самооценку самого действующего лица. Стихотворение написано в форме исповеди человека, достаточно уверенного в себе, живущего, по его убеждению, “безгрешно”. Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла.
А перед читателем разворачивается совершенно иная картина. Жена от такого “благодетеля” сначала сбежала к любовнику, а потом “слегла в постель и умерла”. В дружбе он тоже оказывается “высоконравственным человеком”.
Приятель в срок мне долга не представил.
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь…
Я долг ему простил того ж числа.
С кем ни общается этот “безгрешный”, все погибают, а он в полной уверенности, что
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал зла.
Это двустишье повторяется в стихотворении рефреном, нагнетая авторскую иронию, переходящую в сарказм. Н. А. Некрасову подвластны любые темы, художественные методы. Он мог быть лиричен и суров, трагичен или бесшабашно весел, саркастически зол, но всегда из-под его пера выходили прекрасные стихотворения, составившие “золотой фонд” нашей великой литературы.
Ирония – действенное средство художественной литературы