Роды и жанры художественной литературы

Художественная литература делится на три РОДА: ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА + ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ.
РОД ЛИТЕРАТУРЫ – наиболее общее деление всей художественной литературы, зависящее от того, как автор передает свой взгляд на мир.
ЭПОС: автор повествует, рассказывает о мире.
ЛИРИКА: автор передает свой внутренний мир – чувства, переживания, раздумья.
ДРАМА: автор изображает ту часть мира, которую можно выразить в речи и действиях персонажей.
Каждый из трех родов делится на жанры по особому принципу.
ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ

– исторически сложившаяся, устойчивая разновидность произведений (внутри рода), характеризующаяся определенными сюжетными и стилистическими признаками.
1. ЭПОС (ероs – повествование) Род художественной литературы, в основе которого лежит повествование о внешних по отношению к автору явлениях жизни, об объективном ходе событий.
Жанры эпоса
В основу деления на жанры в эпосе кладется объем жизненного материала, охваченного в произведении (пространство, время, количество героев, разветвленность действия, тематики).
Жанры эпоса делятся на три группы: малые, средние и большие формы.
Малые формы: изображается один или несколько эпизодов или случаев.
РАССКАЗ – малый жанр эпоса, особенностями которого являются небольшой объем, кратковременность событий, малое число персонажей.
НОВЕЛЛА – разновидность рассказа или повести, для которой характерно острое, напряженное действие, резкое нарушение размеренного течения жизни, неожиданная развязка, элементы символики.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОЧЕРК – разновидность рассказа, для которой характерно почти документальное изображение отдельных жизненных явлений, нравов и характеров; основан на имитации документального очерка (жанр журналистики), но в отличие от него допускает вымысел, преувеличения, которые, однако, не должны вредить ощущению достоверности.
ПРИТЧА – небольшое иносказательное повествование, заключающее моральное или религиозное поучение.
БАСНЯ – малый жанр эпоса с сатирическим, ироническим и нравоучительным содержанием; литературный вариант притчи, в котором основной акцент делается на изображаемой картине, а моральное поучение (первостепенное для притчи) отходит на второй план.
Средние формы: изображаются несколько эпизодов или определенный жизненный период, описанные достаточно подробно.
ПОВЕСТЬ – жанр эпоса (средний между рассказом и романом), основанный на хроникальном сюжете, сосредоточенном вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах.
МЕМУАРЫ – жанр эпоса, который имитирует документальный жанр воспоминаний реального лица о событиях, свидетелем которых он был, но на самом деле является художественным вымыслом.
ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ – жанр эпоса, который имитирует документальный жанр путевых записок, но на самом деле является художественным вымыслом.
ДНЕВНИК – жанр эпоса, который имитирует документальный жанр дневника (записок о только что произошедших событиях), но на самом деле является художественным вымыслом.
ЦИКЛ РАССКАЗОВ – ряд рассказов, чем-то связанных между собой: темой, формой, персонажами, рассказчиками, местом действия, эпохой и т. д.
ЭПОПЕЯ – самый большой жанр древнего и средневекового эпоса. Повествование в стихах или в прозе о крупных национально-исторических событиях (“Илиада” и “Одиссея” Гомера – Древняя Греция; “Песнь о Нибелунгах” – Германия, “Песнь о Роланде” – Франция, “Эдда” – Скандинавия, былины – Древняя Русь).
РОМАН – большой жанр эпоса нового времени (начиная с эпохи Возрождения), раскрывающий историю нескольких взаимосвязанных человеческих судеб на протяжении длительного времени; особенностями романа являются: наличие нескольких сюжетных линий; изображение частной жизни (в отличие от древней эпопеи, главными объектами которой были народ, государство).
ПОЭМА В ПРОЗЕ – разновидность романа с весьма значительным лирическим началом.
РОМАН-ЭПОПЕЯ – большой роман или цикл романов, дающий широкую и многогранную картину мира; главная тема эпопеи – судьба народа; главный герой – народ (“Человеческая комедия” Бальзака, “Сага о Форсайтах” Голсуорси, “Красное колесо” Солженицына). Лев Толстой. “Война и мир”.
Романы с чертами РОМАНА-ЭПОПЕИ: Гоголь. Неосуществленный замысел поэмы в трех томах “Мертвые души”, Шолохов. “Тихий Дон”.
Тематические разновидности жанров эпоса (рассказа, повести, романа и т. д.)
ФИЛОСОФСКИЕ и РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ – произведения, ставящие вопросы о смысле человеческого бытия, о жизни и смерти.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – произведения, в которых углубленно изображается внутренний мир человека, его переживания, мысли, эмоции, внутренние изменения (см. “Психологизм”, глава І).
СОЦИАЛЬНЫЕ – произведения, в которых раскрываются темы и проблемы общественной жизни.
РОМАН-УТОПИЯ и РОМАН-АНТИУТОПИЯ. Жанр утопии – изображения вымышленной картины идеального социального устройства – открыл английский писатель Томас Мор (роман “Утопия”, 1516). В русской литературе к этому жанру обратился Чернышевский (четвертый сон Веры Павловны в романе “Что делать?”).
Антиутопия – изображение вымышленной картины нежелательного, порочного социального устройства.
ЛЮБОВНЬІЕ СЕМЕЙНО-БЬІТОВЬІЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ (АВАНТЮРНЬІЕ) ДЕТЕКТИВНЬІЕ и т. д.
2. ЛИРИКА (liricos – поющийся под аккомпанемент лиры)
Род художественной литературы, в основе которого лежит передача чувств, переживаний, раздумий автора в определенный жизненный момент.
Жанры лирики. В основу деления на жанры в лирике кладутся форма и назначение лирических стихотворений.
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – 1. Любое лирическое произведение. 2. Стихотворение, жанр которого точно не определяется.
ОДА – лирический жанр, в основе которого лежит торжественное воспевание; как правело в оде преобладает гражданская тематика.
ЭЛЕГИЯ – лирический жанр, в основе которого лежит грустное размышление
ПОСЛАНИЕ – лирический жанр, основанный на обращении к адресату.
СТАНСЫ – стихотворение, каждая строфа которого является относительно самостоятельной в тематическом, смысловом и стилистическом плане.
ЭПИГРАММА – небольшое высмеивающее стихотворение.
ЭПТИАФИЯ – стихотворение, посвященное чьей-либо смерти (первоначально – надгробная надпись).
ИДИЛЛИЯ, ЭКЛОГА, БУКОЛИКА, ПАСТОРАЛЬ – лирические жанры, в основе которых лежит воспевание прелестей деревенской жизни
3. ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Жанры, объединяющие эпическое повествование с лиризмом, эмоциональностью.
ПОЭМА – основной лироэпический жанр, в котором сюжетно-повествовательная организация (эпическое начало) сочетается с эмоциональным восприятием, оценкой событий и персонажей со стороны героя или автора (лирическое начало).
РОМАН В СТИХАХ – разновидность поэмы, в основе которой лежит романный сюжет.
ПОВЕСТЬ В СТИХАХ – разновидность поэмы, отличающаяся преобладанием эпического начала.
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ В СТИХАХ – разновидность поэмы, в основе которой лежит повествование о военном походе.
БАЛЛАДА – лироэпический жанр, средний по объему между стихотворением и поэмой.
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ – прозаическое произведение лирического характера.
ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ – ряд стихотворений, объединенных одной темой или “состоянием души”.
4. ДРАМА (drama – действие).
Род художественной литературы, в основе которого лежит раскрытие характеров персонажей через их речь и действия.
КОНФЛИКТ – столкновение, на котором основано развитие сюжета. . Выделяется три основных жанра драматических произведений: ДРАМА, ТРАГЕДИЯ, КОМЕДИЯ. ДРАМА (как жанр – в узком понимании термина)
ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – серьезное, острое, сложное столкновение, разрешающееся в финале пьесы.
ТРАГЕДИЯ ТРАГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – столкновение, исключительное по своей значимости, разрешение которого принципиально невозможно, поэтому оно оканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ КОМИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – столкновение, основанное на общественно значимом жизненном несоответствии (Цели – средствам, формы – содержанию, действий – обстоятельствам, сущности, – ее проявлению, слов – делам), которое в искусстве подвергается осмеянию.
*** Жанровое определение, которое характеризует сюжет и стиль драматических произведений, часто дополняется определением их тематики.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЖАНРОВ ДРАМЫ
ФИЛОСОФСКИЕ ДРАМЬІ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДРАМЬІ СОЦИАЛЬНЬІЕ ДРАМЬІ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ДРАМЬІ ЛЮБОВНЬІЕ ДРАМЬІ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДРАМЫ и т. д. – Эта же классификация относится и к ТИПАМ КОНФЛИКТОВ не только в драматических, но и в эпических, и в лироэпических жанрах.
5. ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА (устного народного творчества)
ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
БЫЛИНА – русское фольклорное героическое сказание о богатырях, написанное белым стихом; включает в себя значительный элемент фантастики.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ – лироэпический жанр, в основе которого лежит лирический рассказ о событиях прошлых времен.
СКАЗКА – малый жанр фольклора, особенностями которого являются установка на вымысел (фантастику), отражение народных представлений о жизни, о добре и зле.
СКАЗ – жанр фольклора, находящийся на грани бытовой речи.
СКАЗ в литературе – эпический жанр, стилем и специфической интонацией подражающий фольклорным произведениям. Повествование ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором, а стилистика речи этого рассказчика не совпадает с современной литературной нормой.
ЛЕГЕНДА – малый жанр фольклора, основу которого составляет рассказ о чудесном (фантастическом) событии, якобы произошедшем в прежние времена и, как правило, содержащий нравоучение; легенда имеет общие черты со сказкой и притчей.
ПОГОВОРКА – широко распространенное выражение, образно определяющее жизненное явление и дающее ему оценку.
ПОСЛОВИЦА – краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное изречение поучительного характера. Пословица отличается от поговорки тем, что представляет собой законченное высказывание и содержит нравоучение.
ЗАГАДКА – малый жанр фольклора, представляющий собой замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания.
ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ПЕСНЯ – лирический жанр, отличающийся напевной мелодикой, ориентированный на музыкальное сопровождение и вокальное исполнение. В фольклоре жанровые разновидности песни выделяются по тематике и назначению. О

Семейно-бытовые песни Свадебные песни Солдатские песни Разбойничьи песни Подблюдные песни – поющиеся при крещенском гадании

РОМАНС – разновидность песни, отличающаяся особым лиризмом, синтаксической простотой и стройностью, законченностью предложений в границах строфы.
ГОРОДСКОЙ РОМАНС – жанр городского фольклора, существовавший во 2-й половине ХІХ – начале ХХ века.
ПЛАЧ (причитания, причет, вопль) – лирико-драматическая импровизация в стихах, с помощью которой женщина оплакивает смерть, несчастье, невеселые случаи и события крестьянской жизни. Выделяются отдельные разновидности плача: Номинальный, свадебНый, рекрутский.
ЧАСТУШКА – короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, содержащая отклик на событие бытового или общественного характера.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Роды и жанры художественной литературы