Жизнь моя, за какими холмами
Твой с уютною кровлею дом?
Тихой тенью, побитой камнями,
На распутьи стоишь босиком.
Стан твой юный, медвяные плечи
Выпила непогоды пурга,
И устам обескровленным нечем
Поцелуев огни возжигать.
И когда-то упругия груди
Рассекла ветра хлесткая плеть, –
Все же… кто же меня, кто же нудит
Жгу чей жаждой к Тебе пламенеть.
Жизнь моя! За какими холмами
Твой с уютною кровлею дом.
Тихой тенью, побитой камнями,
На распутьи стоишь босиком.
27 мая 1922, Волчья Гора
1
Почему так считаете? Докажите свою мысль словами из текста.
Что бросается в глаза в этом произведении с первого прочтения? Почему?
.
2 шаг. Прочесть данное произведение еше раз, применив технологию медленного чтения каждой строчки, строфы, задумываясь над тем, что нового внесла эта строфа, строчка, фраза для общего понимания текста, что изменила в восприятии, как перестроила первоначальное восприятие.
В строении любого текста можно выделить три уровня, на которых располагаются все особенности его содержания и формы. Это разделение было предложено Б. И. Ярхо.
Первый: верхний уровень – идейно-образный. В нем выделяем два подуровня:
А) идеи и эмоции;
Б) образы и мотивы.
Эмоции мы уже отметили, на идею же стихотворения выйдем чуть позже. Говоря об эмоциях данного произведения, заметили в нем тревогу, боль, покинутость, любовь. Теперь нам надо выделить все образы, а также все прилагательные, характеризующие данные образы, все мотивы.
Обр азом считаем всякий чувственно вообразимый предмет, лицо, то есть потенциально каждое имя существительное.
Мотивом считаем каждое действие, то есть потенциально кажды й глагол, каждое деепричастие и причасти е. Сюжетом считаем последовательность взаимосвязанных мотивов.
Например: “жизнь” – образ; “жизнь стоит на распутьи” – мотив. Б. И. Ярхо приводит яркий пример:
“конь” – это образ;
“конь сломал ногу” – мотив;
“Христос исцелил коня” – сюжет. “
3 шаг. Приступая к анализу идейно-образного уровня, прочесть стихотворение третий раз и выделить все имена существительные, то есть все образы, составить цепочку:
“жизнь” – “холм” – “кровля” – “дом” – “тень” – “камень” – “распутье” – “стан” – “плечи” – “непогода” – “пурга” – “уста” – “поцелуи” – “огонь” – “грудь” – “ветер” – “плеть” – “кто же” – “жажда” – “холм” – “кровля” – “дом” – “тень” – “камень” – “распутье”.
Интересно то, что данная цепочка начинается с образа “жизнь”, завершается же образом “распутье”. Далее существительные, создающие образы, распределяем по тематическим группам.
Какие же у нас получились группы?
1. “Холм” – “пурга” – “ветер” – “плеть” – “камень”.
2. “Жизнь” – “тень”.
3. “Дом” – “огонь”- “кто же”.
4. “Стан” – “плечи” – “уста” – “грудь”.
5. “Распутье” – “жажда” – “поцелуи”.
Первая группа – это образы внешнего мира.
Вторая группа – это образы бытия, представляющие собой антитезу.
Третья группа – это образы мира горнего, мира мечты.
Четвертая группа – это образы, воссоздающие внешний облик лирического героя.
Пятая группа – это образы, воссоздающие внутренний мир, внутреннюю ауру лирического героя.
Остановиться на каждой группе образов, проанализировать их, высказать свои ассоциации.
Остановимся на образах внешнего мира: “холм” – “пурга” –
“Холмы” – периодически возникающие препятствия, они мешают лирическому герою достичь сокровенного очага, в котором теплится огонь желания, пламень счастья жизни.
“Плеть” – ударная волна мрачной стихийной силы. Это сила “ветер”, но это не тот ветер,_что ласкает тебя, а тот, что “разрубает” своим раскаленным кнутом еще молодую грудь лирического героя. “Плеть” – это удары судьбы.
“Камень” – удары внешнего мира, получаемые лирическим героем в период его тонкой скорби от боли, получаемой жизнью. Это тоже удары судьбы.
“Пурга” – снежный ковер, обволакивающий лирического героя и не дающий ему прорасти.
4 шаг. – О чем говорят нам образы внешнего мира?
Эти образы говорят о том, что внешний мир к лирическому герою относится сурово, даже враждебно, oн дарит ему “холмы”, “пургу”, “ветер”, “плеть”, “камни”.
К ак же эти удары судьбы встречает лирический герой? Он их встречает мужественно, стойко, с большим терпением, его еще не покинула “жажда жизни”.
На что здесь надо обратить внимание? На метафоричность образов, на то, что все слова употреблены в переносном смысле, что, например, “камень” – это не тот камень, что лежит на обочине дороги, а удары судьбы.
Остановимся на второй группе: “жизнь” – “тень”. У героя жизнь превратилась в тень. Почему? От тех ударов, что ему преподносила судьба.
Да, жизнь, от каждого брошенного кем-то камня и всхлипывания своего народа превращалась все более и более в тень. Как же душа героя встречает эти плети? Мы видим, что она встречает их стойко.
Выходим на основной конфликт произведения, который состоит в противоборстве враждебных внешних сил и души лирического героя, выражается этот конфликт и отвлеченными понятиями, и кокретными образами – с одной стороны “распутье”, “жажда”, с другой стороны– “обескровленные уста”.
“Природа в художественном мире данного произведения присутствует лишь метафорически, быт же отсутствует совсем. Как же здесь представлен душевный мир героя? Мы видим его боль и любовь к жизни одновременно.
Чего же больше? Конечно, любви. Лирический герой восклицает:
Все же… кто же меня, кто же нудит
Жгучей жаждой к Тебе пламенеть.
Кто же? Что же?
Ответа не прозвучало. Вместо него – отточие.
Таким образом, мы выходим на идею произведения: знойное жизненное пекло, жизненные бури надо встречать с достоинством, великим терпением и мужеством.
После определения идеи произведения желательно обратить внимание на то, какими прилагательными подчеркнуты эти имена существительные, какие качества и отношения выделены в этом художественном мире. У нас получилась следующая картина: жизнь, побитая камнями; дом с уютной кровлей; тень тихая; стан юный; плечи медвяные; уста обескровленные; груди упругие; плеть хлесткая; жажда жгучая.
Что мы видим? Мы видим прилагательные, характеризующие внешние силы: плеть хлесткая, то есть боль приносящая, но мы видим и прилагательные, дающие внутреннюю характеристику: жгучая жажда. Они также выводят на идею произведения: жизненное пекло надо встречать достойно.
Далее выводится цепочка мотивов: “побитая ” – “стоишь” – “выпила” – “возжигать” – “рассекла” – “нудит пламенеть” – “побитая” – “стоишь”.
Глаголы состояния – “нудит пламенеть”, “побитая”.
Глаголы действия – “выпила” – “рассекла” – “возжигать”.
Глаголов действия достаточно, но действенность их ослаблена тем, что они даны в прошедшем времени, то есть их действие уже прошло, состоялось.
Глаголы состояния даны в настоящем времени как реальность.
Что из этого видно? Видна та же идея произведения; настоящей жизни невзгоды судьбы следует встречать мужественно. Художественный мир произведения статичен, все действия внешнего мира были в прошлом, сейчас внешне выраженных действий нет, все это работает на основную тему стихотворения: изображения любви к жизни, несмотря на ее невзгоды в прошлом.
Итак,_мы вычитали и выписали из стихотворения сначала все существительные, потом все прилагательные и глаголы. Из этих слов перед нами сложился художественный мир произведения: из существительных – его предметный состав, из прилагательных – его чувственная окраска, из глаголов – действия и состояния, в нем происходящие.
5 шаг. Разобрав верхний уровень, проанализировав все образы и мотивы, выведя идею произведения, приступаем к анализу уровня среднего – лексико-стилистического. В нем тоже два подуровня: лексика, то есть слова, рассматриваемые порознь ; синтаксис, слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении. Интересно знать, что всякое нестандартное, не нейтральное словесное выражение древние называли “фигурами”. Синтаксис же – это наука о словесном выражении.
Здесь надо обратить внимание на риторические обращения, риторические вопросы, необычные обороты.
В данном стихотворении Сеспель дважды прибегает к риторическому обращению:
Жизнь моя,… .
Жизнь моя!.. .
Что этим хочет сказать автор? То, что жизнь для него важнее всего, что он ее любит, что он жаждет жить.
Риторическое обращение – одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию.
В данном случае выражена интонация любви, сердечности.
Риторический вопрос – одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.
В этом стихотворении также есть риторический вопрос:
Все же… кто же меня, кто же нудит
Жгучей жаждой к тебе пламенеть.
Сеспель утверждает то, что сердце его пламенеет к жизни, но это утверждение он высказывает в форме риторического вопроса, усиливая тем самым эмоциональность данного высказывания. Эти стилистические фигуры также выводят нас на идею произведения: жажда жизни, несмотря на все бури жизни, берет верх. Встречаем ли мы здесь необычный порядок слов? Да.
Например: Сеспель пишет не “моя жизнь”, а “жизнь моя”. Почему? Он акцентирует наше внимание опять-таки на то, что тяга к жизни для него важнее всего.
Проанализировав средний уровень, останавливаемся на уровне нижнем – фоническом, звуковом. Это, во-первых, явления стиха – метрика, ритмика, рифма, строфика; а во-вторых, явления собственно фоники, звукописи: аллитерация, ассонанс. Этот уровень воспринимается слухом. Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Что же мы слышим в этом произведении? Четко слышится аллитерация на звук. Данная аллитерация помогает нам ощутить душевные страдания лирического героя, мы как бы даже слышим и видим его внутреннее жжение:
Все же… кто же, кто же меня нудит
Жгучей жаждой к Тебе пламенеть.
Кроме этого, мы слышим и аллитерацию на звук, она передает внутренний стон поэта. Слышим ассонанс на звук – он передает боль, гул души. Но наряду с этим нам слышится и ассонанс на звук.
Это божественный звук горнего мира, мира любви и веры.
Фоника тоже выводит нас на идею данного произведения; мы слышим гул сердца, его стоны, но мы слышим и звуки миpa горнего, мира любви, и их больше в этом произведении, значит, и через фонику поэт говорит нам о том. что жизненные бури надо встречать с любовью в сердце, то есть достойно.
Но, чтобы художественный мир произведения приобрел окончательные очертания, нам нужно посмотреть на то, как выражены в нем точка зрения автора, пространство и время. Точка зрения автора субъективна. Почему?
Потому, что мир представлен не столько внешним, сколько внутренне пережитым автором.
Как же здесь выражены пространство и время? Пространство здесь выражено достаточно глубоко, потому что поэт говорит о “холмах”, о “дороге-распутье”, время же представлено при помощи кольцевого обрамления произведения: настоящее – прошедшее – настоящее, значит, настоящее поэта волнует больше, чем прошедшее. Но сквозь настоящее все же просматривается время будущее, пусть намеками, но оно все же просматривается:
Жизнь моя, за какими холмами
Твой с уютною кровлею дом…
Данное риторическое обращение – это обращение-вопрос, заданный пространству, тому пространству, где должен был быть дом поэта с уютною кровлей. Исходя из этого, мы можем сказать, что, представляя пространство и время, поэт делает акцент на будущее, то есть он верит в свой дух, тот дух, который, сопротивляясь настоящему, устремляется непобежденным в просторы будущего.
Интерпретация поэтического текста М. Сеспеля “Жизнь моя”